Больше рецензий

26 августа 2021 г. 21:31

2K

3.5 Спойлер Я не увлекалась в детстве "храбрыми девочками". Я увлекалась умными

Увы. Эту книгу можно было бы сделать лучше. В разы. Это довольно распространённая болезнь писателей - у них нет времени и они забывают, как были читателями. И эта книга могла бы стать действительно лучшей книгой года, но постепенно всё сильнее и сильнее закручивая спираль интриги, Кунц не продумывал финала. Чем больше угадываешь из будущего, тем меньше ждёшь его прихода. Вместо гранд-финала ждёшь разочарования. 

Что ж, запишу ещё одно правило писателя. Если вы пишете развлекательную литературу (а на фига писать какую-то иную?), то вы ведёте читателя к чему-то. Чем больше надежд читателя на финал, тем сильнее его впечатления от книги. И в какие-то моменты книга достигала максимума, я могла дать ей высший балл. А потом всё снова скатывалось в никуда. 

Я не могу не проспойлерить эту книгу, простите. Потом что самое важное в ней КАКОЙ она могла бы стать. Я чувствую страх, не свой, а Кунца - страх перед оригинальностью, лучше свернуть и ещё разок использовать старые клише, когда сюжет практически вынуждает тебя сделать нечто новое, оригинальное. Страх старика, отступившего перед не самой большой опасностью. И потому вполне очевидное объяснение сделано твистом, да ещё и таким, где не менее очевидно логическое противоречие. И самое противное в том, что это самая любимая МОЯ идея. И начав так бодро, Кунц слил её так лихо.

Что ж, понеслись. Молодая писательница Биби Блэр попадает в больницу, где узнаёт, что у неё рак. Но ночью к ней приходит человек в капюшоне с золотистым ретривером, собака лижет ей руку и наутро Биби здорова. И это первая загадка. И ответа на неё не будет (да, я уже спойлерю, отваливайте). 

Я полистала билиографию Кунца и золотисые ретриверы у него почти в каждой книге, так что будем считать, что к Биби приходил кунцевский ангел. 

Кстати, вот ещё причина, по которой меня так штормит - в книге просматривается линия, на которую забили. Но об этом позже.

Родители Биби подгогтовили ей "сюрприз": гадалку по имени Калида Баттерфляй. Та проводит интересный обряд, составляя из букв слова, которые должны предсказать будущее. На вопрос "Почему Биби вылечилась?", следует ответ "Чтобы спасти жизнь". На вопрос "Кому?" - "Эшли Белл". Но тут Калида срывается с места, говорит, что "плохие парни" почувствовали гадание и подошли слишком близко. Биби бежит за ней, тоже уезжает из квартиры, а потом ей звонит мужик, представляется Биркенау Терезином, упоминая, что раньше его фамилия была Фолкнер, и угрожает её убить.

Биби проводит ночь в магазине отца, где видит такие же буквы для гадания, испачканную кровью тряпку (для гадания надо пртыкать себе палец), а также ряд имён в его компьютере, где есть и Фолкнер. Она едет по адресу этого Фолкнера, там обезорбраженный мужчина, его шестнадцать лет назад избил и попытался убить его собственный сын, свою мать он при этом изнасиловал и убил. В доме гадалки никого нет, отрубленные пальцы Калиды и следы другого гадания, где та пыталась выяснить адрес Эшли Белл и ряд букв, составляющих этот адрес. Да ещё и кто-то прислал Калиде фотографию Эшли. 

Хорошая тайна? Замечательная. Могу перечислить уйму возникших вопросов. Как родители Биби связаны с прозишедшим? Поможет ли Биби другая организация, представителем которой является человек с ретривером? Как организация Фолкнера отслеживает тех, кто гадает, да и зачем это делает? Кто и зачем прислал Калиде фоторафию Эшли? И... вы не получите ответ ни на один из этих вопросов.

О концовке этого произведения я стала догадываться, учитывая не особенности мира придуманного Кунцем, а нашего. Если здесь не толкутся любители конспирологического чтива (и себя  я считаю главным специалистом и обажателем) с высокими оценками, значит финал слит. Каким образом сейчас любят сливать финалы? Правильно, приёмом "это ей приснилось".

И моя оценка в зелёном диапозоне всего по двум причинам: 1. мне реально было интересно читать, 2. я впервые поняла, что приём "всё приснилось", ещё не приговор книге. Нет, конкретно этой книге - это приговор. Но лишь потому, что Кунц не смог вырулить из всего им накиданного. Кстати, очень частая болезнь авторов. Чаще всего ей страдает Шьямалан. Накидывается порядка сотни загадок, ответ даётся на одну, а про остальные делает вид, что забыл, так как разгадки не придумал.

Начало книги постоянно перебивается двумя линиями - линиями прошлого Биби, а также линией её жениха Пэкстона, который морской котик и убивает террористов на востоке. И линия Пэкса меня с первых мгновений заставила напрягаться. Я боюсь ура-патриотизма. Лю-бо-го. Американский ничем не лучше остальных. По счастью, линия с Пэксом добивала только одним - она абсолютно бесполезна. Всё, что сделал он, мог сделать любой иной приятель Биби (друзей у неё при том всём, всего один чувак - некий Пого). То, что Пэкс морской котик не сроляло никак. 

У Биби есть некие подваленные воспоминания. Призрак, которого она видела/не видела в комнатах, где когда-то умер её дед. Как некто шарился по комнате в темноте, когда она была шестилетней малышкой (я стопудово сделаю такую сцену в своём "детском" хорроре). То, что она так и не сделала, когда ей было шестнадцать и умер её пёс. Её дед по прозвищу Капитан научил её, как выдавливать воспоминания из памяти.

Также у Биби была пара странных моментов в жизни. Она в десятилетнем возрасте (после смерти Капитана) писала рассказы про пёсика Джаспера, а потом нашла брошенного золотистого ретривера (у Кунца свой ангельский бестиарий), которого назвала Олаф, а его старый ошейник стала прятать от самой себе. И когда Биби было семнадцать лет в университете на неё по неизвестной причине наорала преподаватель Соланж Сейнт-Круа, дом которой она описала в сочинении, причём таково и было задание.

Как по мне, так всё было очевидно, девушка может воплощать свои фантазии. Хотя меня и удивило, почему она не назвала найденного пса Джаспером. А также описать точно чужой дом, в котором никогда не была (а почему бы ещё человек стал орать?), не имеет отношение к фантазии. Она же не создала дом с нуля, вместе с ложными воспоминаниями тех, кто там был, она лишь увидела то, что и так было.

И кто точно должен был быть придуманным, так Пэкстон. Первая часть называется "Девушка, которая собиралась выйти замуж за героя". В тексте упоминалось, что она сперва придумала себе жизнь, включая возлюбленного, так что в выдуманности Пэкстона я уже не сомневалась. И чтобы уж совсем развеять сомнения - Эшли Белл увлекается лошадьми (я уже понимала, что Эшли какая-то часть самой Биби), а Пэкс вырос на ранчо, полным лошадей, и этот факт почему-то подчёркивается. Но хрен бы там плавал. Либо Кунц резко сменил замысел. Либо (и не надо думать, что это такое уж редкое явление) текст писал не он. То есть берётся хороший триллер начинающего писателя, отдаётся маститому. Маститый вставляет сексуально озабоченных нацистов и вносит прочую косметическую правку абсурда и выпускает под своим именем. На Пэкса указывает слишком много указательных пальцев.

В моей голове выстроилось замечательное повествование. Так как детские воспоминания обрывались на том, что таинственный некто залез к Биби на кровать, то я полагала, что в тот момент ей рассказали о её способностях, а также о том, что вытягивая из небытия существ и кого ещё, она получит рак, либо же ей придётся спасать более продвинутых пользователей на пути эзотерической силы. Что ж, отлично, как минимум, две протиборствующие группировки. А потом охранник из больницы, который зачем-то следит за Биби, убивает Соланж Сейнт-Круа и даёт понять, что группировок много больше. Ура! Древние силы, магия, супер!

Но после двух третей книги выползает "твист". Тот самый приём "ей всё снится". Пэкс приезжает в больницу, Биби в коме, её родители в истерике, а на Биби начинают появляться следы избиения (один из подручных Теразина попытался изнасиловать её и убить, но она его зарезала) и даже татуировка, которую она себе набила "Эшли Белл будет жить".

Окей, говорю я, девушка в коме - это не приговор. Видимо, тот мир, в котором она, как-то связан с нашим, раз всё появляется на ней, сейчас Пэкс и Пого будут проводить расследование в нашей реальности и общаться как-то с Биби в той. А потом текст литературного негра закончился и пришёл Дин Кунц. Или Альцгейер. Или они в обнимку. 

Я терпеть не могу фильм "Волшебник страны Оз". Он мне и для тридцатых кажется наивным тупнячком, а сейчас так уж вообще. Недавно смотрела "Ангелы в Америке", так сценарий там - самое середняковое (а вот режиссура и актёрская игра - завораживают) и когда начались отсылки к Озу, я фейспалмила. А уж как я фейспалмила тут!!! "Я видела такой сон. И ты в нём был. И ты. И ты". Одним словом, сон не имеет никакого отношения к реальности. Почти все, кого Биби встретила в том мире - это её сон. То есть Калида - это какая-то восьмипалая официантка, на которую пялилась когда-то Биби. Загадочная старушка Гертруда - это писательница Табита, которая писала серию книг про "храбрых девочек" (а Пэкстон читал серию Табиты про "храбрых мальчиков", нашли, блин, друг друга два одиночества). И тому подобное. Мир совершенно ненастоящий. Воспоминания Биби нечто эфемерное, что только от Кунца зависит, мы зря пытались что-то угадать.

Как Биби, если её способность - оживлять воображаемое, знала обстановку дома профессорши? Дин Кунц, Альцгеймер, издатель и негр колдуют: "Вы не должны заметить этой сюжетной дыры". Две главы на то, чтобы Соланж сказала им то, о чём и так можно догадаться, уже потрачено, а платят постранично.

Чтобы уж полностью спустить книугу в унитаз (Дин пишет эксплутационное говно, он не потерпит, если его писанина вдруг станет замечательной, уж слишком будет не похоже на него), Пэкс и Пого едут к еврейской писательнице Табите (то, что Биби пишет на страницах блокнота, проявляется на этих страницах в их реальности), у которой была в своём сне. А в нашей реальности Биби с писательницей хорошо знакома и Эшли Белл - это персонажка той писательницы.

Мне харкнули в лицо. Чем-то очень противным и ядовитым. Может, стоит изменить оценку на две звёздочки. Объясняю: на многие интересующие меня загадки ответа не дадут, "это же сон". Никакой внутренней логики мира у видейний Биби нет. Зачем мне читать про мир, у которого нет внутренней логики? Дин Кунц не Льюис Кэрролл и уж у того сна логика хотя бы была. И этот мир настолько ненастоящий, что пришлось заставить забыть персонажа те куски реального для него мира, какие захотелось автору. Авторский произвол и фигня.

Всё-таки ура-патриотизм убивает мозги. Капитан был тоже военным и когда узнал, что внучка умеет оживлять свои фантазии, дал ей наркотик, загипнотизировал и научил технике забывания. Против что-то говорит только мать Нэнси и то несмело. То есть вместо того, чтобы помочь справиться внучке со способностью, этот военный пошёл по принципу "А ну нах, лучше об этом не думать". 

В шесть лет Биби оживила персонаж Печеньку, который почему-то оказался злым. В десять несколько раз едва не оживила деда, то есть заставляа его труп приходить. В шестнадцать запретила себе оживлять умершего пса. Лоооооогиииииика!!!!!!!! Этот пёс, как все подтверждают, и не был изначально настоящим. Почему в одних случаях Биби тягала нормального пса, а в другом - злобных человечков или трупов? Но, типа, да, нельзя тягать в нашу реальность, это плохо. 

Я хотела написать без спойеров... но как?!!! Самое плохе в книге - это объяснение способности. У способности Биби характеристики по типу "в какую часть головы стукнет содержимое поджелудочной автору". Попытка создать ужастик на ровном месте. 

Когда я прочитала, что Биби лежит в коме, то сделала два предположения. Первое: у каждого человека есть двойник в Ином мире. Биби может влиять на этих двойников или тягать кого-то из того мира в свой. Второе: Терезин будет дьяволом в мире Биби. Причём в буквальном смысле. Она создала мир, она - Творец, он борется с ней, он персонаж со своей волей. 

Оба варианта (а уж тем более оба вместе) сделали бы книгу бестселлером. Дин Кунц: "Ишь! Философии ей подавай! А где ж тогда кровавые кишки?".

Я отлично понимаю тех, кто поставил низкие оценки. Концовка поражает не только качеством бреда, но и количеством. Биби пытается стереть Терезина или устроить ему инфаркт. Но он персонаж со своей волей и от этого становится сильнее. Почему? Никто не ответит, Обоснуй скончался в муках. Но он отпускает Эшли, потому что Биби пообещала ему опубликовать книгу, в которой будет он. Но держать обещание не собиралась. И он никак не проверил. Где-то там уже напрочь забыто (Альцгеймер злобно потирает ладошки), что в начале речь шла о 248-ми страницах уже написанного романа Биби, который она очень не хотела терять из-за побега. Эшли превращается во вторую Биби и лечит первую Биби от рака, а потом они сливаются и Биби просыпается здоровой.

И среди всего этого безумия уровня советского сказочника проскакивает моя любимая мысль, что Вселенная была придумана и все мы потомки Создателя-мечтателя. Угу, все так запомнили, прониклись и не будут стебаться над идеей, после всех идиотизмов сюжета...

Эпилог возвращает всё на свои круги бреда: Теразин попал в наш мир, женился на богатой, попытался завоевать власть, но теперь боится, что его убьёт Пэкс, так как Теразин назвался Томасом Рипли (сам-то Кунц Хайсмит читал или только кратким пересказом пользовался?).


Я не могу подвести итог. Это ОЧЕНЬ странная книга. В ней настолько два разных автора, насколько это возможно. Один автор страдает по тайным обществам, иллюзорности вселенной, тайнам прошлого и он вызывает у меня крик "Иди, обниму!". Второй болен злобными нацистами, кровавыими убийствами, храбрыми военными. Его я сама могла бы прибить *солнечно улыбаюсь*.

Мне было интересно читать. Я украду отсюда много идей. Включая идею про знаменитого писателя, который добавляет масс-культурные элементы в чужие хорошие рукописи и выдаёт за свои.

Комментарии


Вот про золотистых ретриверов ты хорошо подметила) вообще у Кунца читала немного, в основном без восторгов, но еще читать буду))


Я, наверное, не буду.

В отличии от того же Страуба, где я продиралась, Кунца я читала влёт, не могла оторваться. Но, во-первых, уж очень качественно всё слито в унитаз. Во-вторых, я не верю в настолько плодовитых авторов, что пишут 70 книг. Либо это попаданские сериалы, либо человек реально покупает и портит своим "креативом" чужие рукописи.


А как же Кинг?)))


У него мноооого меньше) И где он косячит, довольно явно косячит сам) 

А тут - часть блестящая, а часть - фанфик недотраханного мальчика))


Отмазалась;)


А то як жеж)))