Больше рецензий

Hexfire

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2013 г. 05:15

246

4

Я иногда думаю, что буддизм или, если на то пошло, то, по крайней мере, буддийская литература — это некое сокровенное, потаенное, мало кому известное, магическое средство для получения алхимического золота, совершения grand œuvre, opus magnum или чего там ещё. Или, если совсем просто и приземленно — для приведения в порядок ума. И я просто не понимаю, как возможно, чтобы о нём знали и интересовались так мало людей. Религия — это не для современного человека? Пять-ноль.

Несколько лет назад я впервые открыл книгу Геше Тинлея, «Ум и Пустота» (кою считаю одной из самых значимых из всей буддийской литературы, когда-либо издававшейся в России и всем её рекомендую). Впоследствии несколько раз имел возможность посетить ретриты Геше, когда он был проездом в Новосибирске. С тех пор не одна книга была прочитана.

Однако буддистом себя всё равно не назову. Ибо всё равно и злюсь, и ругаюсь, и глупости делаю. Вот и сейчас, закрыл очередную книгу — сижу и думаю, как починить корыто. Чинишь его, лелеешь, но тут, не проходит и года, и оно снова хрясть! и …
— Заносите новый соус. Под ним наши (подразумевая «ваши») грабли будут выглядеть brand-new! — иронически замечает внешний наблюдатель.

Преднамеренное лукавство спасёт от нареканий со стороны аффилированного сообщества, которому всё именно в таком свете и представляется: грабли те же. Но проза такова, что тех же граблей не бывает: корыто устроено так, что когда ломается корыто, грабли тоже ломаются.

Это к тому, что не жалею я ни об одной прочитанной на буддийскую тематику книге, сколько бы ошибок не было, ибо это — драгоценность и сокровище, которое капля за каплей делает своё дело. И нету поэтому тех же грабель, поскольку трансформация происходит колоссальная.

Так вот…

Комментарии


Религией начинают интересоваться, когда все живы-здоровы, полон холодильник, на работе стабильность. Тогда, в полном соответствии с пирамидой Маслоу, тянет на духовность. А когда надо решать кучу повседневнх проблем, и сил остаётся только на то, чтобы дойти до дома и кинуть кости перед телевизором, чтобы декомпрессироваться после напряжённого дня, тут уж не до бодхисаттвы.


Пирамида Маслоу — это типичное антитрадиционное постмодернистское огрубление социальной действительности, которое рассматривает жизнь как эклектический конгломерат с единственным знаменателем — количество. В такой картине мира всё, что невозможно посчитать (потрогать, пощупать, положить на язык), отбрасывается как несущественное. В этой позиции религия никогда не станет ничем большим, чем репетиционное развлечение.
Но Вы заблуждаетесь, полагая, что это единственно возможная точка зрения. Кроме того, это заблуждение постфактум. Сообщение религии имеет прямое отношение к повседневности, состоящей из холодильника, здоровья и стабильности работы. Вы ведь не рассматриваете своё мировоззрение как то, что прилагается к жизни постольку-постольку? Вы применяете его к объективной жизни каждый день. Религиозный дискурс не подразумевает заместить собой повседневную жизнь, оставить заботы и сделать её праздной. Напротив, вам предлагается новый, более эффективный инструментарий, для решения ваших повседневных задач.
Поэтому тут уж кому как. :) Декомпрессироваться тоже можно по-разному.


Я проходила через такую декомпрессацию. Мне вечера и ночи не хватало, чтобы голова отдохнула от работы. Поверьте мне, в таком состоянии ни о какой духовности речи не идёт. И это кстати было в такой момент, когда у меня к счастью других проблем не было, и дома обо мне заботились, убирали квартиру, готовили ужин. А если бы ещё и хозяйство на мне было, да плюс трое детей... Я думаю, то тупое состояние, в которое я погружалась при выходе с работы, стало бы моим постоянным мировоззрением и продолжалось бы даже на самой спокойной работе. Сейчас пол-России так живёт, мне кажется.

А если кто-то в окружении проблем умудряется соблюдать какие-то религиозные ритуалы, то это ещё привычка с тех времён, когда у них этих проблем было меньше.

Еси вам не нравится капиталистическая модель Маслоу, можно в иных терминах выразить то же самое. Когда живёшь в муладхаре и борешься за свадхистхану, то на всё, что выше анахаты, не хватает ни времени, ни энергии.


хах! времени!) Ваша "духовность", видимо, лежит на полке и дожидается, когда же вы придете с работы, покормите ораву детей, выпасете стадо овец и наконец займетесь ей.
а вы не думали, что духовность это вообще не то, что можно вместить в понятие траты времени на нее? и даже траты... себя


Духовность не повляется вдруг. К ней надо идти. А путь - это время.


а отчего бы не предположить, что она ЕСТЬ


С духовностью не рождаются, либо рождаются очень и очень редко. К ней надо прийти.


Понятно. Дыра размером с Бога и чтоб ее заполнить духовностью, надо сворачивать горы на протяжении всей своей даже не вековой жизни. Понятия здесь и сейчас просто больше нет.


Бог - это не дыра, это высота, которую достигает или не достигает человек в своём духовном развитии. Дорос - понял Бога. Не дорос, но считаешь, что понял, - ПГМ.


ах, а я думала, что это всего-то звено в пирамиде маслоу.


Зерно в пирамиде - это потребность расти до определённого духовного уровня.
Это пирамида потребностей, а не сущностей.


прям как прокачаться до эльфа какого-то там уровня. нет потребности найти в себе эльфа - значит не дорос, ищи пока в жизни сокровища, паши на работе. эльфомом можно заняться на пенсии.
духовность в глазах. и она часто бывает у тех в глазах, кто и двух слов о стремлении к богу сказать не сможет да и намерения сознательного не имеет.


Мне кажется, мы разное понимаем под духовностью.
Дело не в том, что надо откладывать превращение в эльфа до пенсии, а в том, что в 20-летнем возрасте мало кто в себе ощущает потребность стать эльфом (если под эльфом мы понимаем не ролёвки в подмосковном лесу, а соприкосновение с иной реальностью, качественную прокачку до следующего уровня). Когда учишься в универе и подрабатываешь по вечерам, чтобы сводить концы с концами, то энергии для высоких устремлений недостаточно. Максимум хватит на Коэльо какого-нибудь.


))) ну знаете! это уже даже неприлично - так не верить в Человека!


а к автору рецензии у меня, собственно, вопрос не по книге а... вопрос русского человека к русскому. как быть с христианством? именно это ведь наша традиция, а мы к ней хвостом поворачиваемся, изучаем другие. и еще в догонку... насколько глубоко наше, воспитанное все-таки в христианской стране (какой никакой, но мы ж не индусы и не тибетцы) мировоззрение, способно воспринимать другую религию?


Моё мнение по этому поводу совпадает с принятым в буддизме. Я полагаю, что в основе человеческой психики лежат определенные аксиоматические предпосылки, которые предопределяют выбор человеком религиозного пути. Трансцендентное специфицируется в каждой религии особым образом, который может быть близок или далек конкретному человеку. Буддисты понимают это лучше всего, поэтому подчеркивают, что не нужно никого убеждать в том, что нет никакого Бога, есть только пустота, а буддизм единственная панацея. Кому-то ближе к сердцу представление о персонифицированном Боге-творце, кто-то ищет большей метафизической глубины. Вспоминается известная притча, когда к Будде пришли три ученика. Первый сказал: «Бог есть», на что Будда ответил одобрением. Второй сказал, что понял, что никакого Бога нет. Будда вновь согласился. Третий взмолился в недоумении, отчего Будда противоречит сам себе. Будда, как считается, промолчал. Мораль сей басни такова: первый ученик обрёл правильное представление о том, что такое Бог. Концепция Бога, к которой пришел второй ученик, действительно ложна. А третьему ещё всё предстоит.

Я это к чему всё? К тому, что ничего не случится с нашим христианством. На том уровне духовного развития, на котором находится каждый первый человек за редкими вспышками озарения, это вообще не проблема. В практическом отношении гораздо продуктивнее было бы отбросить всю метафизику и заняться нравственностью, характером, вредными привычками, по возможности при сохранении ракурса, согласно которому это не является самоцелью. Ибо это фундамент и основа на очень многие годы. Если повезет, годам к 70 можно задаться вопросом, достаточно ли ты созрел чтобы больше не думать о нравственном воспитании и отдаться сугубо «духовному», христианству, буддизму. Я не имею в виду религиозные практики. Ими заниматься категорически можно и нужно, просто уровень, на который они будут распространяться, в течение длительного времени не выйдет дальше психологии. Но это моё субъективное мнение, я могу в чём-то заблуждаться.

Не знаю, насколько эклектика моего ответа встретила заданный вопрос.


в общем-то я с точки зрения традиционализма... дело все в том, что у меня в аспирантуре возник страшный спор с научным руководителем, которая читая восточные учения и традиционализм почти 20 лет, в один прекрасный момент осознала, что сие чуждо русскому человеку и теперь она практически принуждает меня к христианской теме и русскому мыслителю, что мне все-таки очень чуждо. ввиду этого мне пришлось вгрызться в общем-то в такое страшное сопротивление... и я обнаружила, что во-первых, православие наше капитально против всех других религий (вплоть до называния индуистов поклоняющимся сатане эгоцентрикам, возомнившим из себя Бога) и что перед россией стоит огромный вопрос с самобытностью и независимостью из-за того, что думающие "духовные", скажем так, люди отвернулись от своей "родной" традиции и ищут "духовности" в других, при этом не до конца умея понять весь онтологический отрыв восточной традиции от нашей. получается солянка. мы не там и не тут. опираясь на традиционалистов тех же, мы должны следовать своей исконной вере. так что получается палка о двух концах. наша вера нам откровенно не интересна. никто из моих знакомых, кроме нее не интересуется глубинно собственной традицией, не считая разного рода язычников, для которых это просто маскарад.
*при этом, стоит учесть, что каждая вера утверждает свой постулат относительно того, каков Бог и есть ли он вообще как таковой, но традиция не об этом. а о вере в общем-то.
вы полагаете, что когда-то духовные практики "чужеродные" смогут выйти за рамки психологии и прижиться? а не нужно ли для этого вообще, чтобы все общество жило обрядово именно этой религиозной традицией?
внутри нашего общества люди "грызутся" по поводу религии и это очень дико! вероятно, они воюют из-за того самого понимания религии на психологическом, но не трансцендентном уровне... но тем не менее. люди воюют и разобщаются.