Больше рецензий

RidraWong

Эксперт

по хроническому запойному чтению...

19 августа 2021 г. 18:44

3K

5 Гендерный анализ причин попадания в различные переделки)))

Не хочу учиться, хочу быть птицей!..

Достаточно распространенный среди произведений,  рассчитанных на младший школьный возраст, сюжетный ход. Точнее будет все же сказать, что сюжет этот был  популярен годов до 80-х прошлого века, а когда началась его популярность сказать даже затрудняюсь. Итак, берём мы главного героя, при чем на 99,9% герой наш будет мальчиком, и мальчиком, в принципе, не плохим, но очень уж ленивым в плане учебы и очень непоседливым и шустрым по части всяких проказ и шалостей. Да, упорное нежелание учиться до недавних времен объяснялось исключительно ленью и нежеланием сконцентрироваться. О всяких там дислексиях, гиперактивности и просто скучных, не умеющих заинтересовать учителях речи и не шло. Такой мальчик был просто ленив по отношению к учебе. И рано или поздно попадал он из-за своей лени во всяческие неприятные истории. Один улетел в Лапландию с дикими гусями, второй на Луну, третий еле выжил в стране Невыученных уроков, а четвертого и вовсе ограбили, связали и бросили тонуть в болото. (Не переживайте, мальчик не утонул, он ведь был деревянный). Но в конце концов, герой справляется со всеми трудностями, берется за ум, включает мозги и, с горем пополам вернувшись домой, с таким рвением берется за учебу и помощь родителям, что даже приходится его от этих уроков немного отгонять. Характерно, что если в переделки попадают девочки, (что, впрочем, случается гораздо реже), то это никак с их учебой не связано. По крайней мере я таких книг припомнить не могу. С девочками всякие непридвиденные истории случаются либо по причине стихийного бедствия, которое может унести её хлипкий домик в другую страну, либо под воздействием каких-то сильных психоделических веществ, принуждающих прыгать в норы за белыми кроликами, либо девочка сама отправляется искать себе приключений, а заодно и названного брата, похищенного неизвестной педофилкой. И в отличие от мальчиков девочки, вернувшись из странствий, как правило, не успокаиваются и смирно уже дома не сидят. Они воюют с деревянными солдатами и рыскают в подземельях, уходят еще дальше в Зазеркалье или в страну Веселию, да и за названными братьями нужен глаз да глаз. Сегодня от одной педофилки спасла, но где гарантия, что завтра не появится другая?

Но вернемся к нашему мальчику, Юре Баранкину. Практически с первых страниц становится понятно, что несмотря на низкую успеваемость, Юра очень даже не глуп. Он находчив и остёр на язык, быстро соображает, у него очень богатая и, я бы сказала, неординарная фантазия, но учится ему откровенно лень и откровенно неинтересно. И что характерно, он и смысла в этом особого не видит. В одной из своих фантазий, он хочет сразу проснуться взрослым, чтобы (!) ничего не делать. Вот откуда такие мысли у советского школьника?))) Впрочем, из книги мы ответ не получим. Вскользь упоминается мама, которая печет вкусное печенье и варит не очень вкусную  овсяную кашу, и папа, который проверяет дневник, все.

А Юре по-прежнему не хочется учиться, а тут еще после очередной двойки на него накинулись все одноклассники. На него и на его закадычного друга Костю Малинина, тоже получившего двойку.

В классе снова сразу же поднялся ужасный шум, но отдельные выкрики, конечно, можно было разобрать.
- В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором стенгазеты! (Это сказала Эра Кузякина.) - А ещё слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.) - Трутни несчастные! В прошлом году с ними нянчились, и опять все сначала! (Алик Новиков.) - Вызвать родителей! (Нина Семёнова.) - Только класс наш позорят! (Ирка Пухова.) - Решили все заниматься на «хорошо» и «отлично», и вот вам, пожалуйста! (Элла Синицына.) - Позор Баранкину и Малинину!! (Нинка и Ирка вместе.) - Да выгнать их из нашей школы, и все!!! (Эрка Кузякина.) «Ладно, Эрка, я тебе припомню эту фразу».
После этих слов все заорали в один голос, да так громко, что нам с Костей уже совершенно было невозможно разобрать, кто и что о нас думает, хотя из отдельных слов можно было уловить, что мы с Костей Малининым - оболтусы, тунеядцы, трутни! Ещё раз оболтусы, лоботрясы, эгоисты! И так далее! И тому подобное!..

Интересно, кстати, а можно ли с современной точки зрения рассматривать такое поведение одноклассников, как буллинг? Но в 1961 году, когда была написана книга, о буллинге еще не слыхали, и поэтому одноклассники довольно плотно решили заняться Юрой и Костей и «подтянуть» их по всем предметам. И вот от такой-то безрадостной перспективы и решили пацаны, что человеками им быть надоело и стали... воробьями. Как им это удалось, спойлерить не буду. Возможно, многие не читали и советского мультика по этой книге не видели. Упомяну лишь, что воробьями им тоже несладко пришлось, как впрочем и бабочками, и муравьями. Но наши друзья из всех переделок удачно выбрались, хоть и изрядно общипанные, но непобежденные, и человеками обратно стали. И с таким энтузиазмом за учебу взялись, что окружающие всерьез их здоровьем озаботились.

Через три дня Зинка Фокина заявит во всеуслышание, что будто бы мы с Костей, по её мнению, заболели какой-то загадочной болезнью и что это у нас, вероятно, скоро пройдёт.

Что и требовалось доказать.

А читается книга между тем, легко и с большим интересом. Сюжет постоянно держит в напряжении, много интересных ходов и небанальных поворотов. Вот только, если вы хотите почерпнуть из неё какие-то реальные подробности из жизни воробьев, муравьев или бабочек, то это не здесь. Очень уж здесь животные  очеловечены.o-r.jpg


Летний марафон - Книжная Страна.

Комментарии


Читал эту книгу в детстве, очень понравилась. Недавно приобрёл собрание сочинений этого писателя, надо будет познакомиться и с другими его произведениями