Больше рецензий

Snowolfie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2013 г. 03:40

104

3

Ну я же это прочитала, в конце концов. Пускай даже готовясь к экзамену, а вовсе не для собственного удовольствия. "А токмо волею пославшей мя жены", тасскзать.
Прочитанное заставило меня задуматься о состоянии методологического знания в науке на данный момент. Методологи - они же находятся внутри науки, то есть не могут выйти за ее рамки, встав на классически-научную позицию "Абсолютного наблюдателя". Они вынуждены тыкаться в те же барьеры, что и прочие исследователи, только у них гораздо больше шансов сойти с ума, потому что они должны анализировать науку и ее методы ретроспективно, следить за тем, что происходит сейчас (чтобы не упустить открытия и чтобы их труд оказался вообще нужен), и, наконец, предсказывать будущее научных исследований с помощью классификации методов, которую они дают в руки юным исследователям как чемодан с инструментами. Но вот в чем курьез: нас, тех самых юных исследователей, как правило, плохо учат методологии. Я не говорю о тех науках, о которых ничего не знаю, я говорю о психологии. Студентам на втором курсе говорят: "Как, вы не знаете, что такое предмет и объект исследования? Так и быть, мы один раз объясним вам эту очевидную вещь, а потом идите и пишите свои курсовые работы, неучи". И они пишут, потом дипломы пишут. А там все грустно, потому что теоретическая часть не согласуется с практической, методологические основания - пустой звук. Это я говорю из собственных ощущений, не претендуя на абсолютность своего суждения ни в коем разе. Прочитав пособие, я поняла, что если хочешь нормально заниматься наукой - не поленись открыть методологический чемодан, иначе так и будешь гвозди микроскопами заколачивать, гордясь, как это ты умно придумал. Но совсем не факт, что чемодан тебе поможет, ага. Потому что методология - это про общие принципы, а если твоя гипотеза выходит за рамки существующей научной парадигмы, если ты руководствуешься принципом "допустимо все" и реально тыкаешь пальцем в небо, ожидая открыть там пару новых созвездий? В этом случае методология может послужить ограничивающей детерминантой результатов, особенно если не умеешь толком ею пользоваться. Да, в психологии все грустно с единой парадигмой. Но кто мешает ориентироваться в единой методологии, какой бы разветвленной она ни была? Я за то, чтобы молодые ученые не игнорировали существующие наработки, но и не боялись выходить за их рамки. Что до методологов в психологии, то я их очень уважаю.
Наверное, все, что я здесь говорю, очевидно для тех, кто в теме, и совершенно неважно для всех остальных. Считайте это криком души выпускника университета, и можете не читать.