Больше рецензий

14 августа 2021 г. 20:08

265

4

как же я люблю амели нотомб. она является одним из тех авторов, в чью голову мне очень хочется залезть и чей полёт фантазии меня максимально впечатляет. я не буду говорить, что в её книгах никогда нет повторяющихся идей и мотивов - они есть. но при этом сама форма, в которую нотомб облекает свою мысль, отличается каждый раз. где ещё вы прочитаете истории с такими странными, очень часто лишёнными логики сюжетами, которые при этом отлично работают и не вызывают отторжения? как она вообще это всё придумывает? я никогда не читаю аннотации к её произведениям и по итогу удивляюсь каждый раз. мне также нравится читать её интервью и слушать её мысли. понятия не имею, действительно ли она такая или просто поддерживает образ, но она кажется мне такой же странной и необычной, как её книги. но при этом очень по-уютному странной. в её миры хочется возвращаться.

заканчиваю это лирическое отступление и перехожу к сути. оба произведения из этого сборника имеют общую тему - они рассуждают о красоте и о её роли в нашем обществе. пусть впечатления от обоих произведений у меня остались положительные, 'преступление' получилось однозначно сильнее (хотя, как я заметила, многим больше нравится 'ртуть'). это произведение было наполнено гораздо большим количеством интересных мыслей и идей, так что о нём поговорить хочется подробнее.

преступление

мне всегда сложно анализировать нотомб. где-то на её книги пишут огромные разборы, а где-то говорят, что она вообще стебётся и воспринимать это всерьёз не стоит. в любом случае, 'преступление' стало для меня отличным произведением о человеческом лицемерии. главный герой наш - человек внешне очень отталкивающий и непривлекательный, никогда не имевший отношений с противоположным полом. как он сам говорит, дело именно в его внешности и в том факте, что люди в первую очередь обращаю внимание на неё.

при этом сам он имеет гигантский пунктик на красоту. он влюбляется в девушку из-за того, что считает её самой прекрасной, образцом красоты. всех женщин, попадающих в его поле зрения, он оценивает в первую очередь с точки зрения красоты. ему и самому не очень-то интересно, что творится у других людей в душе. но при этом когда его отвергают, он обижается. многих злит, что нотомб в этом произведении якобы принижает внешне красивых, показывает их поверхностными и глупыми, но при этом уродливого главного героя обрисовывает глубокой и интересной личностью. как по мне, произведение вообще не об этом. главный герой - отображение всеми обиженных и несчастных людей, которые любят винить окружение в своих комплексах. я не буду спорить с тем, что красивым в этом мире живётся проще. и я прекрасно понимаю, что отталкивающая внешность может закрыть человеку большое количество дверей в жизни. но одно дело - осознавать, что это неравенство существует, стараться показывать себя с других сторон, что-то менять (ну либо просто смириться, если борьба - не ваше). совсем другое дело - винить в этом тех, кто выиграл генетическую лотерею. особенно если ты и сам не чужд от того, чтобы судить о других по внешности. я понимаю желание главного героя злиться на тех, кто из-за отталкивающей внешности не даёт ему работу - это правда непрофессионально. но злиться на тех, кто не хочет с ним романтических отношений... это как-то глупо. финальная сцена отлично демонстрирует это лицемерие. главному герою хочется видеть рядом с собой самую прекрасную и привлекательную девушку, но при этом чтоб его судили по внешности он не хочет.

я не знаю, на чьей стороне сама авторка и что она вложила в написанное, но я увидела это именно так.

мне очень понравилось, как главный герой в определённый момент начал пользоваться своим уродством и создавать из этого свой особенный образ. по-моему, это хороший выход из сложившейся ситуации. с другой стороны, это превращает его внешность в некую диковинку, пытается вылепить из неё что-то особенное и необычное и только увеличивает разграничение людей по внешнему виду. но да ладно, что поделаешь. индустрия моды - это вообще вещь проблематичная и сомнительная. не могу винить тех, кто пытаясь выжить выбирает этой проблематичностью пользоваться.

в произведении присутствует множество классных мыслей и определённый процент высмеивания общества. очень понравился момент, когда главный герой в письме пишет, что наблюдает, как людям в самолёте выносят еду, они её есть явно не хотят, сидят кривятся, а всё равно едят. и правда ведь так часто происходит. многие слишком увлекаются концепцией 'бери от жизни, что дают' даже не задумываясь, а надо ли им это самое что-то. ещё понравилось, как толпа зрителей выходит с показа фильма именитого режиссёра и молчит. никакого мнения не услышишь. ведь они знают - сейчас что-то ляпнешь, а критики потом что-то совсем противоположное накатают. и начнёшь в глазах общества выглядеть идиотом. и всем до ужаса страшно ляпнуть своё собственное мнение. главный герой говорит, что надо действительно быть личностью, чтоб без посторонней помощи решить, достоин ли кто-то уважения. а многие, очевидно - не личности вовсе. и я правда частенько замечаю, что в обществе есть тенденция определённые фильмы/книги/режиссёров уважать и считать показателем дурного вкуса нелюбовь к ним. да и за собой я тоже это замечаю, не подумайте, что я только других осуждать уселась. раньше я очень часто боялась говорить, что мне понравилось что-то многими нелюбимое. и какие-то признанные гениальными вещи было страшно критиковать.

короче, произведение очень интересное, многогранное и здоровское.
r45-green.png

ртуть

говоря честно, это просто неплохой и интригующий триллер. поначалу мне очень нравилось. во-первых, завязка сюжета оригинальная и интригующая. во-вторых, читается очень быстро и постоянно хочется узнать развязку. но в итоге сама развязка и создала произведению проблем. амели нотомб придумала две концовки. мол, выбирайте какая больше понравится.

честно, мне никакая не нравится. ни одна из концовок не добавила произведению глубины и в полной мере его не раскрыла. более того, в обоих финалах со всеми персонажами происходит какая-то дичь и их начинает штормить по нелогичным поступкам. но если мне надо выбирать - первый финал лучше. он хотя бы двигается в том направлении, которое ожидаешь. второй вообще показался чем-то за пять минут придуманным лишь бы сделать фишку с двойной концовкой. я понимаю, что сама писательница говорила, будто ей обе концовки одинаково нравятся. но... не знаю, не знаю.

а так - читалось быстро и с интересом. понравилась главная героиня и то, как развивались её взаимоотношения с хэзел. также в произведении много литературных отсылок и в целом рассуждений о литературе. они мне очень понравились и во многом были близки. как ни крути, диалоги - сильный конёк писательницы. они у неё всегда интересные, глубокие, но при этом читаются влёт. за счёт этого 'ртуть' пролетела очень быстро и с приятными впечатлениями. но спустя пару дней произведение чего-то особенного за собой не оставило. даже сложно что-то определённое сказать. могу назвать его просто неплохим развлечением на вечер.

r40-green.png

нотомб буду продолжать читать. и буду стараться это делать не так часто - хочется, чтоб как можно дольше на будущее оставался хоть какой-то запас её произведений.