Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

14 августа 2021 г. 11:51

178

4 Одни из во Вселенной

Когда мы сталкиваемся в искусстве с чем-то, что выходит за рамки обыденности, но при этом сохраняет условную технологичность, то хочется говорить о будущем – утопическом, антиутопическом, постапокалиптическом… Так и с художником Алексеем Андреевым. Но когда проходит первое впечатление, то понимаешь, что «Движение миров» - это о настоящем или даже прошлом, где в какой-то момент сломалась граница измерений и реальность стала другой.

Тут еще путает восприятие то, что картины Андреева собраны в артбук с дополненной реальностью. Некоторые изображения приходят в движение с разной степенью изобретательности. Не хочется умалять заслуг Алексея Захарова, такого рода цифровое ремесло всегда вызывает восхищение, но в этом случае мирам Андреева они не очень-то и нужны, остаются на уровне визуального аттракциона, презентацией модных технологий.

Фантазии Андреева – это встреча Лавкрафта и Дали по содержанию. Но художник обладает абсолютно уникальными манерой и мастерством сюжетостроения. Зритель попадает в гиперреальное пространство, оккупированное фантастическими тварями. Гигантские осьминоги с глазами-фарами вместо самолетов, гуляющие диплодоки на автобусной остановке зимой, исполинская свинья, зачищающая заброшенную городскую многоэтажку, око слона (?), божественным видением проступившее над головами гуляющих обывателей… Андреев очень любит подчеркнуть незначительность человека перед масштабами вселенной. Одна из любимых картин изображает парня и собаку, безмятежно наблюдающих на закате за белыми лошадями, гуляющими в тумане. Сначала кажется, что это просто оптика художника, искажающая перспективу, но малюсенький летящий самолет мгновенно переворачивает сознание и превращает животных в колоссальных богов, возносящихся над облаками.

Большинство картин Андреева рассказывает о страхах, порабощении человека могущественными существами, упадке. Почему это не будущее? Бытовые детали выдают во многих композициях отечественный XX век – от застенков НКВД до городской эстетики позднего советского строя. Есть, конечно, у художника и ироничный сюрреализм – свалка, где потеряна гравитация, или подводный крейсер. Уроженец Новгородской земли, Андреев ничего из древней безмятежной пейзажности не взял с собой в путешествие по экзотическим, а порой и эзотерическим измерениям.

В каждом сюжете чувствуется, что это не просто образ, прихоть фантазии, а метафора глубинных проблем, которые волнуют автора. Антропогенная цивилизация, ее успехи, пороки, частное и общественное, исторические ошибки – каждую работу можно анализировать и интерпретировать отдельно, извлекая из нее волнующие, трепещущие смыслы. А можно просто молчать и ловить мурашки.

У всех картин есть одно общее свойство – безысходность. Даже если художник изображает боевые действия против очередной немыслимой твари, всё уже случилось. Это мир, с которым нужно мириться, находить общий язык, ассимилироваться. Ради чего? А тут уже каждый решит сам для себя, во зло или благо он будет действовать.

Книгу дополняют рассказы писателей Сергея Лукьяненко, Шимуна Врочека, Романа Корнеева, Артура Сохатова и Константина Чадова (а местами поэзия Уитмена и Элиота). Тот случай, когда текст служит иллюстрацией к изображению. Интересный опыт, но не слишком удачный. Тексты пытаются интерпретировать картину, придумать к ней развернутый сюжет. От Лукьяненко в книге всего лишь одна история, и она практически безупречна. Писатель заимствует фантастическое допущение (летающие автобусы, причаливающие прямо к балконам домов) и разворачивает сконцентрированную трагическую историю. По настроению можно ее сопоставить с Брэдбери или Диком. Другие тексты откровенно слабее, порой невнятные, в чем-то мешающие восприятию живописного образа, они навязывают бытовое прочтение или, наоборот, отвлеченно-витиеватое. Но очень разнообразные, использующие широкую амплитуду приемов, что не позволяет скучать.