Больше рецензий

10 августа 2021 г. 12:31

32

5 Тонкая сеть крупной вязки

Чем больше я читаю самиздат, тем чаще ловлю себя на мысли, что мне все больше нравится это делать. И дело не в легком чтиве, чтобы расслабиться, напротив - стараюсь выбирать сложные и неоднозначные вещи. Дело в том, что среди самиздатных авторов попадаются артхаусные вещи.

Именно так случилось с книгой Евы Вишневой «Кокон». Авангардное полотно из разнокалиберных нитей всевозможных приглушенных оттенков словно паутина затягивает в свои путы и по мере чтения начинает плести кокон вокруг тебя.

Главная героиня Сид - ведьма. Она умеет плести невидимые нити и с их помощью ходить по другим телам, видеть глазами других людей: она буквально вживается в голову подвернувшегося человека. А начиналось все безобидно - с деревьев и птенцов. Ею заинтересовался путешественник из будущего, цель которого - сплести кокон из подобных нитей, чтобы его Бог выполнил его просьбу. В действительности этот путешественник - вневременной человек, так как когда-то давным-давно воспользовался новой технологией по пересадке человеческой сущности в вечное тело.

Все понятно? Согласна, не очень. Но в том и соль: эта книга доставит не только удовольствие от непосредственно чтения, но и встряхнет воображение, заставит побродить по закоулкам себя. Посудите сами: как можно распутать клубок из высоких технологий, ведьмы, переселения душ, преломления пространства и времени, космических кораблей, снадобий и трав при лечении - если не раскопками своего нутра, чтобы понять замысел.

Легкий слог обманчив. Он как ложный союзник вовлекает тебя все дальше в книгу, меняет часто тропы, путается сам. В итоге ты прожил несколько жизней, и остановился на перепутье, с которого самостоятельно не выбраться. А книга увлекает тебя все дальше.

Герои разноплановые, четко прописанные, порой кажется, что лучше, чем ты реальная. Нет ни одного, за кого хочется сильно переживать, но нет и таких, от которых воротит и его хочется послать: каждый цепляет своей историей, возможным темным будущим, печальным прошлым. Их характеры нитями переплетаются и создают плотный, наполненный смыслом текст.

Создается текст несколькими нитями.

Первая: новые технологии, позволяющие вынуть твою суть из старой отжившей оболочки и поместить в новую, которая, если позволяют финансы, имеет увеличенный срок гарантии. Единственный минус - отсутствие каких-либо чувств. Мы давно мечтаем о вечном существовании, забывая, что это будет именно оно, но не полноценная жизнь. Автор сумела это показать, при этом открыто заявляя, что не в этом смысл и цель нашей жизни. Даже улетев с земли, человек все равно будет чем-то недоволен, и лишь в конце он поймет, что не вечность ему нужна, но чувства и кто-то рядом. Живой.

Вторая нить: жизнь в замкнутом пространстве. Путешественник собирает на острове особенных детей, ставит над ними воспитательниц и делает все, чтобы они научились жить самостоятельно в будущем. Дети особенные, уникальные - именно поэтому они стали изгоями среди своих же. Социализация особенных детей - бич современного мира, в котором, с одной стороны, считается, что уникальность - это дар, с другой - болезнь, которой чураются как от проказы. Воспитание таких детей, подготовка их ко взрослой жизни - важны и нужны, если мы хотим получить в итоге более-менее здоровое общество, в котором выделяться из толпы считается смертным грехом.

Проблема в том, что чаще всего, особенный ребенок вырастает в отвергнутого обществом взрослого. И тому приходится терпеть одинокую жизнь, пробовать без подсказок и помощи выстраивать отношения между работодателем, арендодателем, соседями и прочими людьми. Часто под громкими лозунгами скрываются бездействие и непонимание, что делать с людьми, которые из-за своей уникальности стали изгоями.

Третья: переселение душ. Очень спорный вопрос - ведь не все принимают, что у нас она есть. Мне показалось, что автор поддерживает теорию о ее существовании и пытается показать, насколько тяжело находиться веками в оболочке, которую ты не можешь сдвинуть с места. Просто лежишь и теряешь рассудок. Для меня душа - неоднозначное явление, поэтому интересно было читать про ее возможности.

Ты ходишь по нитям и теряешь свою самобытность, душу, чувства, эмоции. Ты становишься «тем другим» и теряешь себя. Ты теряешь свое счастье, но получаешь чужое. Инородная боль становится твоей. Надо ли тебе это?

Вспомнился «Облачный атлас» Д. Митчелла: каждый влияет друг на друга, ничего не проходит бесследно. Так и в «Коконе» - попытка человека выйти за пределы своих возможностей разрушила другой мир и жизни других людей, обрекла их на вечное существование в неодушевленных предметах. Страшно представить, во что превратится человеческий разум, помещенный в камень. Ева, на мой взгляд, хоть и писала артхаусный роман, получила плотный внежанровый текст о нашем бытие. И как после любого хорошего текста, вопросов больше, чем ответов. Автор оставила нас наедине с открытым финалом и попытками понять, все ли так в этом мире.

А может книга вообще не об этом? Ведь, как и любое хорошее произведение, «Кокон» можно расплетать долго, каждый раз находя новые смыслы.

Книга не на один вечер и не для всех. Но если вы прочитаете ее, уверена, искать концы нитей вы будете еще долго. И это будет увлекательно.