Больше рецензий

12 января 2013 г. 20:17

74

4

Очень многое понравилось. Во-первых, сам текст - он очень легко читается, без тягомотины, без вычурности, красивый, вкусный. Во-вторых, очень нравятся эпизоды, в которых описываются обыкновенные человеческие отношения, чувства, переживания. Вот пока дело не касается всяких кристаллов, параллельных пространств, артефактов разных, путешествий во времени и всякого такого, пока всё идёт на уровне человека - замечательно.

Дальше...

Особенно, кстати, мне понравились эпизоды, где идут размышления взрослого человека. Книги Крапивина (по крайней мере те, которые я прочитала) - они о мальчишках, они с подчёркнутым противопоставлением мира взрослых и мира детей и подростков, причём знаки расставлены очень чётко. Хорошие взрослые - это только те, кто близок к мальчишкам. В "Ночи большого прилива" это сказано открытым текстом. В "Голубятне", в её финале тоже похожий момент - когда Ярослав пытается поставить "круговую оборону" от любого взрослого. Ну ладно, там хоть причина была - не было времени разбираться, обыкновенный это взрослый или пришелец - но всё равно формулировка намекает.

И при этом, когда в какой-то момент автор "забывает" о том, что взрослые как бы плохие, и начинает писать о взрослом от взрослого по-настоящему, получаются самые что ни на есть пронзительные эпизоды. В середине первой части "Голубятни", когда Ярослав ещё не знает о том, что спасся хоть кто-нибудь из его друзей, есть очень сильные страницы, которым веришь.

Но увы, обе книги всё равно не о взрослых и не для взрослых. Наверное, я стала очень рациональна и, может быть, местами цинична, но как только начинается вся эта мальчишечья романтика, я сразу ощущаю какую-то фальшь. Мне было невероятно грустно, когда осела крепость и я вместе с Ярославом, думала, что ребята все погибли. Но когда оказалось, что - ах! какое счастье! - никто не погиб, все счастливым образом спаслись, я почувствовала какой-то обман. Мне это сразу напомнило о том, как некоторые дети, не осознавая ещё, что смерть - это навсегда, представляют себе, как они умрут, а о них будут плакать, а они-то над этим и позлорадствуют. И дело не только в гибели персонажей. Детишки захотели победить пришельцев и - опа! - вдруг раз-раз и всё сломали. Мост взорвали, искорку создали, страшного дядьку мячиком убили, захотели - в параллельное пространство шагнули, захотели - миры верёвочкой связали. А дураки взрослые ничего не пониают, ничего не умеют, ничего не знают, всего боятся... Когда во всей книге один какой-нибудь такой эпизод, это одно, но когда весь сюжет построен на том, что "ах, я так сильно захотел - и вот, получилось!" - это какая-то беспомощность что ли.

При этом я совершенно не хочу сказать, что книжки плохие. Такое нужно обязательно и для многих - в определённом возрасте. Это потом уже нужен "Обитаемый остров" и "Попытка к бегству" и "Волны гасят ветер" со всей их беспощадностью. И "Гарри Поттер", которого ругают многие за то, что Снейпа убили, и Фреда убили и красивые и харизматичные подлецы не стали вдруг в одночасье лапочками, тоже нужен потом. Но в каком-то возрасте, наверное, нужен этап, когда веришь, что многие беды в мире можно решить, просто если очень захотеть, и что романтики могут быть всемогущи, и что смерть может отступить перед каким-нибудь чудом. И что можно переиграть даже прошедшие 50 лет и соединить отца с сыном, даже если отец в общем-то когда-то и не почесался узнать, есть ли у него сын (неясная, кстати, линия, может, я что-то упустила, но что там помешало обоим объясниться, не поняла). Возможно, если поверить во всё это, будучи подросток, то позже, уже осознав, что в жизни всё сложнее и суровее и неотвратимее, всё равно сохранишь в себе то самое, о чём говорил Волшебник в "Обыкновенном чуде": "Слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец".

Комментарии


оооо, про линию даже если отец в общем-то когда-то и не почесался узнать, есть ли у него сын (неясная, кстати, линия, может, я что-то упустила, но что там помешало обоим объясниться, не поняла) я даже лично спрашивала у ВПК - уж очень она меня удивляла, причем, с детства!
Но внятно объяснить это он мне не захотел. %)))

(не удивляйся - это я взялась перечитывать "Голубятню" и нашла твою рецензию %))


У меня ощущение, что это из серии "а иначе бы кина не было" :(


типа того, да.
Потому что я честно спросила - Владислав Петрович, но мы же взрослые люди - ну хорошо; на 100% Яр, может, и не был уверен, что у него есть сын. Но хотя бы допустить такую возможность он должен был?! Он же, черт возьми, знал, откуда дети берутся, я надеюсь?!
Мне сказали, что я очень глупая, что задаю такие вопросы %)


Фи :(
С другой стороны - мужчины... Драгунский вон 7-летнего мальчика "одарил" ростом в 98 см :) И одновременно весом в 25 килограмм :) А что - такие мелочи :)