Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 января 2013 г. 23:09

3K

5

Приятно начинать новый год с книги любимого автора. Джон Фаулз покорил меня в сердце своим «Коллекционером», затем были «Женщина французского лейтенанта» и неповторимый «Волхв». А после я остановилась, потому что испугалась, что лучше уже ничего у автора не будет, и я могу в нём разочароваться, прочитав что-нибудь ещё. Но я пересилила себя и в новогоднюю ночь начала читать «Червя». И я потрясена, обескуражена и снова боготворю Фаулза, потому что так смело рассказать о религии и вере в Бога, может далеко не каждый.

Книга представляет собой вольную интерпретацию событий 18 века с вкраплениями мистики и фантастики. Фаулза интересует секта шейкеров, основание которой было положено Анной Ли. Основные правила их жизни – безбрачие, общность имущества и неустанный труд всех членов общины. Интерес вызывает то, что общины управляются обыкновенно женщинами, последовательницами Анны Ли, чья фигура так заинтересовала английского писателя. Благодаря Анне Ли и родился сей роман. Фаулз рассказывает свою «фантазию» о том, как могла появиться на свет эта женщина, посредством чего и с помощью кого.

Роман начинается неспешно: пятеро всадников едут непонятно куда, непонятно зачем. Что связывает этих пятерых паломников? Как получилось, что одного из них нашли повешенным, а остальных и след простыл? И почему некоторые из знатных особ заинтересованы поисков пропавших?

А затем начинаются допросы: вопрос-ответ, вопрос-ответ, вопрос-ответ… И нет им конца. Опросили одного. Вышли на след другого. Нашли другого, опросили. Ищут третьего. Нашли третьего, и снова допрос. А четвертый? Куда пропал? Мёртв? Или, может, за границу подался? Так и не нашли…

В допросы Фаулз умудряется вставлять свои эссеистические размышления по поводу богатых и бедных слоев общества, по поводу науки и нижнего белья, которое не носили женщины 18 века. Панталончики пришли в общество как символ феминизма и борьбы женщин за свои права и свободы. Занятные мысли я нашла и в теологических рассуждениях писателя. Вот, например:

В: Что же, и Христа слушаться не должно?
О: Надо, чтобы прежде мы имели право Его не слушаться; Ему угодно, чтобы мы пришли к Нему по доброй воле, а потому надобно, чтобы не отнималось у нас и право прилепиться ко злу, греху, мраку. Где же тут «должно»?


Потрясающая мысль! Такая простая. И в то же время настолько сложно до неё дойти самому, понять это «должно».
На самом деле, сюжет романа не настолько цепляет, насколько запоминаются рассуждения по поводу религии и веры. Кстати, Фаулз высказал весьма смелое суждение по поводу официальных религий.

Я давно пришел к выводу, что всякая государственная религия – идеальный пример формы, которая создана для уже не существующих условий. Если спросить меня, каким явлением жизни для блага настоящего и будущего лучше было бы пожертвовать, что следует выбросить на свалку истории, я без колебаний отвечу: все государственные религии. Я ни в коем случае не отрицаю их былой значимости. И тем более не зачеркиваю (да и кто из писателей стал бы?) тот начальный этап или момент в истории каждой религии, в какое бы дикое мракобесие оно потом ни выродилось, – тот миг, когда стало ясно, что прежний, негодный уже остов пора уничтожать или по крайней мере приспособить к новой среде. Но сегодня мы сделались такими искушенными, что уже и не меняемся; мы слишком эгоистичны и слишком многочисленны, слишком закабалены, по выражению шейкеров, "порождением нечистого", многовластным "я", слишком равнодушны ко всему, кроме себя, слишком напуганы...


Да простите меня за столь большую цитату, но разве то, о чём говорит Фаулз, не правда?

Комментарии


Очень интересно, спасибо! Не знаю почему, но именно эту книгу Фаулза я еще не читал...


Я конечно далеко не всё рассказала про форму романа и сюжет в своей рецензии.
Каждый допрос нового человека - это новый рассказ о случившемся.
Т.е. истина прикрыта многослойной игрой. И только один и четырех найденных людей знает истину, остальные знают историю о случившемся приукрашенной или попросту знают лишь выдумку.


Надо бы прочитать уже, чтобы можно было обсудить на равных :)
Но в принципе - да, истина обычно имеет больше одного измерения и доступна только будучи преломленной чрез сознание рассказывающего. Одна из главных идей постмодерна: "история - это то, что нам рассказывают историки". Думаю, и к обыденной жизни это применимо.


далеко не всё рассказала про форму романа и сюжет

Уже и на этом спасибо.


Любая религия нуждается прежде всего в жертвующих, посему истинная цель церквей, общин и сект - привлечение таковых, естественно - с лишением свободы выбора(потому как"это мои коровы":-))


Вы хотя бы предупреждайте про спойлеры то. Главную изюмину книги уже во втором абзаце раскрываете.


Про то, что произведение - преддверие к появлению на свет Анны Ли Фаулз еще в предисловии к роману говорит. Просто он не называет её имя.


А вообще в романе столько изюминок, о которых я даже не упоминала... =)


А у меня этот роман убил все хорошее впечатление о Фаулзе; хотя его Коллекционер потрясающая вещь.


Прочла и пожалела об убитом времени...


На первом месте из произведений Фаулза для меня - "Волхв", в библиотеке на почетном месте книг, к которым обязательно вернусь. "Коллекционер" перечитывать не стану. "Червь" для прочтения дался очень тяжело, не имя привычку не дочитывать, очень долго мурыжила сие произведение, не впечатлило.