Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2021 г. 00:58

894

4.5 И на Палантине ни одно дерево не растёт до неба

Какое насыщенное, густое и вкусное произведение оказалось под довольно скучной обложкой. Историческая литературная интерпретация классической конструкции противостояния тиранов и свободолюбивых граждан на примере очень яркого и популярного отрезка римской жизни - времен правления императоров Тиберия и Калигулы.
Об этом периоде я читала восхитительного Роберт Грейвс - Я, Клавдий и более философско-эпатажного Альбер Камю - Калигула , об этом периоде рассуждали современники и соплеменники персонажей, рассуждаем мы и сейчас. И примечательно, что несмотря на казалось бы одни и те же опорные вехи истории, - а все авторы, мною тут упоминаемые, придерживаются в целом одних и тех же фактов, - насколько разное по интонациям и подаче получилось в итоге у каждого полотно действий.
картинка Ptica_Alkonost
Тиберий - синоним развратного сластолюбца, паука с острова Капри, каков он у Йозефа Томана? Более взвешенный, правящий с умом и железной рукой, суровый и жестокий внешне, переломленный философ внутри. Как тонко автор обосновал его поведение, считающееся сейчас уголовно наказуемым, как оправдано хороши сцены с Тиберием по всем основным вопросам и обвинениям. Герой далеко не положительный (на картинке утонченный мужчина с разумным открытым взглядом, но по жизни тот еще извращенец и садист), но такой живой и глубокий, что кажется единственно достоверным. Не переборщив с описаниями порочности, автор дает нам портрет властного, жесткого, суеверного, но умного стратега, успешного воина, ценителя литературы, наполненного неугасимой жаждой жизни.
картинка Ptica_Alkonost
Калигула, парень, проживший так мало, но оставивший память так надолго, кто же он? Йозеф Томан предлагает свою версию событий, убеждая нас, что Калигула - бес, воспитанный своим временем, истеричный развращенный безумец, садист и уродец (и по словам соратников, свидетельствам историков и по реконструкции внешности), истинный сын порочного семейства и окружения. Именно он, а не Тиберий. Парадоксальное сочетание ума и сумасшествия: харизматичный и шикарный оратор, отличный манипулятор и немного актер, позер и мечтатель, он труслив, завистлив, мелочен, мстителен, подозрителен, недоверчив, переменчив как погода в апреле, отвратительно развратен и совершенно обесценивает любую жизнь кроме своей. Его воспитало окружение, и оно же виновато в его пороках, слепо и со страхом потакая его прихотям. Вседозволенность вкупе с отсутствием моральных границ и рамок порождает таких калигул - убедительно показал автор. Как гармонично смотрится он в среде описанных персонажей! Как четко и непротиворечиво он действует в безумном же канкане тупых и покорных гордых римских патрициев! Он отвратителен, но он предводитель не менее отвратительной знати. Все ли они таковы? Нет, только богачи, живущие ради наживы. Бедняки чище (хоть и грязнее физически), дремучее, но у автора они все же положительная сторона истории. Есть еще республиканцы, гордые блюстители древних традиций, мечтатели иного толка. Интрига с их заговорами украшает все повествование, и самые деятельные их них - Курионы.
Луций Геминий Курион, сын сенатора Сервия Геминия Куриона - знаковый герой повествования. Полководец "голубых кровей" из семьи стойких республиканцев благодаря своему честолюбию и хитрым интригам императорских приспешников оказался втянут в сложную круговерть событий - очень интересно было следить за его муками выбора, а сложный выбор перед ним стоял постоянно. Хорошо читаемый характер и прекрасная подача, тоже не положителен, но впечатляюще достоверен во всех своих слабостях. Среди последних - прекрасная бывшая девка, а теперь "римская царевна" медноволосая и властолюбивая Валерия (не предтеча ли известной Мессалины?), отличный полный и яркий образ, напрочь затмевающий робкую нежную невесту-патрицианку Луция.
И, наконец, Фабий Скавр, комедиант, то есть актер, плебей, но свободный гражданин, любимец плебса, чья популярность в Риме бесконечна. Его любимая Квирина, молоденькая танцовщица, слепо следующая за кумиром, дает успокоение и счастье его душе, а силы и смелости для борьбы с несправедливостью у него и так не занимать. Актерам в сюжете дано много пространства, их представления и стихи, их взгляды на окружающее и роль в борьбе за свободу прямолинейны и противопоставлены императорской линии. Луций и Фабий постоянно сталкиваются с одними и теми же вопросами выбора - но если первый колеблется и даже выбрав то, что блестит, в душе понимает свою неправоту, то у второго есть четкое и твердое внутреннее мерило справедливости и его риск практически всегда оправдывается (одна сцена с Тиберием чего стоит, богиня Фортуна хорошо поработала для Фабия). Один изменяет всем впитанным с детства ценностям, добиваясь роста своей значимости в иерархии тирании, а второй неизменно борется с ней доступными способами - стихами, пьесами, мимами, песнями, силой слова пробуждая конкретные мысли и действия. Концовка у этой истории драматичная и далекая от счастливой для многих персонажей, однако при всей ее оборванности, не остается впечатления незаконченной истории, автор сказал все, что хотел. Живите так, будто после нас хоть потоп - и воздастся вам соответствующе, пусть не мгновенно, но наверняка....

Прочитано в рамках Игры в классики, Собери их всех и в Книжном путешествии