Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

4 августа 2021 г. 23:39

984

3.5 Дорога в страну мёртвых

Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал

В прошлом Кейс был отличным хакером, взламывающим системы защиты информации. Но после подставил своих боссов, и те вживили ему в нервную систему микотоксин, блокирующий доступ к киберпространству. Лишившись работы и возможности путешествовать по виртуальной реальности, Кейс волочит жалкое существование на улицах Японии, саморазрушается и ищет смерти. Но однажды встречает Молли — самурая-телохранителя с зеркальными очками вместо глаз и лезвиями под ногтями. Молли предлагает Кейсу поработать на её босса, а тот взамен вылечит его нервную систему. Кейс соглашается, но вскоре понимает, что ему предстоят испытания не на жизнь, а на смерть, и что их врагами выступят совсем не люди.

«Нейромант» — первый роман Уильяма Гибсона, который в восьмидесятых годах «перевернул игру», вдохнув новую жизнь в жанр фантастической литературы. Сейчас киберпанк не кажется чем-то новым. Сейчас у нас уже есть «Матрица» и «Cyberpunk 2077». Но тогда это был настоящий прорыв, не зря книга получила все престижные литературные премии в жанре научной фантастики.

Мысли невозможно читать. Я могу извлечь содержимое твоей памяти, но ведь это – не мысли

Скажу честно, семьдесят процентов книги прошло мимо меня. Я не успевал следить за всеми техническими штуками, что происходили в романе. Очень сложно, даже просмотрев все стримы по «Cyberpunk 2077» визуализировать сцены из книги. В какой-то момент я просто отпустил ситуацию и начал читать «Нейроманта» как заумный учебник. Всё же было интересно, чем вся эта заварушка закончится.

Но «Нейроманта» читают не за тем, чтобы разобраться во всех технических заморочках, что описал (и даже в какой-то степени предсказал) Гибсон. «Нейроманта» читают, чтобы проникнуться атмосферой, и вот в неё автор буквально вталкивает читателя, и остаётся либо попытаться выплыть, либо захлебнуться. Мир Гибсона — это мир высоких технологий, мир виртуальной реальности и пресыщенности информацией. Мир, где возможно клонирование сознания человека и перемещение в другое тело с полной передачей всех ощущений. В мире Гибсона человек стоит на первом месте и никогда не позволит искусственному интеллекту взять над собой верх. Как только ИскИн даже задумается о том, чтобы стать чуточку умнее, тут же придёт полиция Тьюринга и сотрёт его к чертям.

И как бы ни были привлекательны безграничные возможности этого мира, вряд ли в нём захочется побывать лично. Там запросто могут подставить, убить, отрезать конечность выдвигающимся лезвием, внедриться в разум. Города захвачены либо большими корпорациями, либо опасными бандами. Большинству людей, как и главному герою в начале книги, некуда податься, они спиваются в барах, вмазываются наркотиками, воруют и убивают. Гибсон показывает нам самое дно, отщепенцев и хулиганов, маргиналов и бандитов, людей, которые попросту ищут смерти.

Ночной Город был подобен эксперименту в сфере социального дарвинизма, не ограниченному никакими рамками, задуманному какими-то скучнолицыми учеными мужами, теперь постоянно держащими палец на кнопке ускоренной перемотки вперед. Стоит лишь прекратить вертеться и шустрить – и канешь без следа в безвестность, начнешь двигаться чуть быстрее – прорвешь непрочную пленку поверхностного натяжения черного рынка; и в том и в другом случае ты исчезаешь, и от тебя не остается ничего...

картинка Martis

В этом информационном хаосе стирается понятие о личной идентичности. Люди внедряются в другие тела, слушают советы давно погибших людей через чипы, теряются в потоке единиц и нулей, и вскоре становится трудно понять, остался ли ты после всего собой или являешься не более чем отредактированной версией другого человека.

Но персонажи романа, если даже не разберутся, кто они такие на самом деле, то вам точно запомнятся. Все они вышли у Гибсона живыми, яркими, необычными. Чего стоит одна только Молли, которая своим появлением перетягивает всё внимание с главного героя на себя. Ещё тут есть мерзкий иллюзионист, манипулирующий чувствами людей, суровый широкоплечий мафиози и коварный искусственный интеллект. А диалоги между ними выше всяких похвал. Гибсон не зря добавляет в роман со столь угнетающей атмосферой юмор, хоть порой и чёрный.

— Чудесно, — сказал Флэтлайн, — Никогда не любил ничего делать просто, если это можно сделать через жопу

Не скажу, что я максимально проникся книгой (просто потому что так и не смог понять большую часть происходящего), но прочитать советую. Здесь не важен сюжет, здесь важны образы, мельтешащие у вас в голове по мере прочтения. Гибсона только так и можно читать — отключившись от остального мира и полностью погрузившись в себя, мысленно реагируя на знакомые образы, на то, что откликается в душе.

«Нейромант» — это ископаемое в жанре фантастической литературы, то, что вдохновило авторов, режиссёров, разработчиков игр на создание ещё более крутых и более понятных простому смертному шедевров. Это то, что стоит у истоков. Это классика. А классику стоит читать.

P.S. В издании от «Альтернативы» в книгу, помимо «Нейроманта», входил сборник рассказов «Сожжение хром», которому тоже стоит уделить внимание. По одному из них — «Джонни Мнемоник» снят одноимённый фильм. Несколько других написаны в соавторстве. Больше всего мне запомнился рассказ «Принадлежность» в соавторстве с Джоном Ширли, хотя он относится больше к мистике, чем к киберпанку.

Нейромант. Дорога в страну мёртвых. Нейромант, романтик, некромант. Призывающий мёртвых. А точнее, я и есть мёртвые. Оставайся

картинка Martis