Больше рецензий

2 августа 2021 г. 13:41

938

4

Еще одна небольшая повесть братьев Стругацких, часто вызывающая недоуменные вопросы читателей по поводу якобы недостаточной наполненности ее проблемами "большой социальной значимости". Имевшая достаточно простой сюжет, рожденный из неудавшегося сценария фильма, эта повесть ознаменовала начало самого сложного периода в творчестве писателей: войны за издание сборника "Неназначенные встречи" с издательством "Молодая гвардия", длившейся без малого пять лет. За этот период авторы находились в поиске все более простых и недвусмысленных решений, позволяющих пройти сквозь занавес цензуры. Эти поиски, в конце концов, привели к созданию детской новогодней сказочки "Повесть о дружбе и недружбе".
В то же время, "Парень из преисподней", несмотря на свою малость и недостаточно сформированное "двойное дно", хорошо вписывается в общую канву "Мира полудня". Там, опять таки очень четко затрагивается проблема прогрессоров.
Там есть Корней Яшмаа, отшельничающий в миру прогрессор, обремененный некой тайной (которую мы узнаем позже, когда прочитаем "Жук в муравейнике").
Там есть, Гиганда, планета, тонущая в средневековом мракобесии, как Арканар, и одновременно, раздираемая постоянными войнами, как Саракш.
И есть, Гаг - Бойцовый Кот, боевая единица сама в себе, ни на минуту не расслабляющийся даже в полностью мирной и безопасной обстановке Земли, похожий одновременно на бойца разведроты ВДВ образца середины 1970-х и на вымуштрованного ротмистром Чачу гвардейца страны Неизвестных Отцов.
Эксперимент по перевоспитанию Гага, оказался, казалось бы, полностью проваленным. Ведь он, вместо того, чтобы влиться в новую мирную жизнь, заподозрил Корнея в предательстве, и замыслил побег.
Однако - каждому времени свои герои. И вернувшись на Гиганду, Гаг вдруг осознает, как неожиданно поехала у него шкала ценностей. Ведь по-настоящему ценить мир можно лишь в условиях военного времени...