Больше рецензий

Eli-Nochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2021 г. 21:52

257

4

Удивительный в своей филигранности сборник рецензий. Мне кажется, что я не поняла и половины из прочитанного, ибо игры с текстами и смыслами на таком уровне познания и понимания этого мира доступны далеко не каждому (и слава Б-гу). Но то, что удалось понять, то, что отозвалось внутри, вызвало какой-то интерес, а где-то даже огромное желание прочитать несуществующий первоисточник, увидеть цитату из него не в урезанном рецензентом формате, а более полную, ведь так важно узнать, о чем там дальше — это потрясающе. И немного жутко, ведь все рецензии совершенно разноплановые, от легкого стеба и симпатичной литературной игры в перетягивание персонажей и переосмысление смыслов до максимально тяжелой для простого обывателя философской, социологической, физической тематики, а это все создал один человек.

К сожалению, я не могу порассуждать о том, стандартный это Лем или выбивающийся из собственных рамок, встречалась ли тематика хоть одной из рецензий в его творчестве ранее или это нечто новое, потому, что в моем багаже лишь один прочитанный рассказ автора об Эрге Самовозбудителе, который, судя по всему, не очень показателен. Хотя, «Солярис» я смотрела, и пусть это не может мне ничего сказать о текстах автора, о смыслах и философии говорит многое. Возможно, с Лемом можно было бы познакомиться гораздо более удачно и увлекательно (думаю, что полноценный роман, даже научно-фантастический, даже с философией, физикой и всем прочим читался бы легче, чем «Абсолютная пустота»), но я ни о чем не жалею. Наоборот, сейчас мне открылся Лем, способный на многое, наполненный идеями, способный писать для разных, как сейчас модно говорить, целевых аудиторий, привнося в любую историю свое видение, свой взгляд на людей, литературу, философию и так далее.

Да, «Абсолютная пустота» — это сборник рецензий на несуществующие книги. При этом, складывается полное ощущение, что эти не появившиеся на свет сюжеты проработаны автором максимально глубоко. Это не пространные размышления на тему, как, например, данная рецензия, в которой я пока не сказала ничего полезного и, кажется, уже не скажу, а полноценные критические опусы, с цитатами, сравнениями и собственным мнением. У меня, если честно, едет крыша от осознания того, что все, о чем я прочитала — не существует. А должно, молго бы, и даже пользовалось бы спросом читателей, я уверена! История о Робинзоне, который не вышел из всем известных обстоятельств физически, но стал Творцом и натворил от всей своей робинзоновой души, и я, как читатель, прочла бы первоисточник в исполнении Лема. «Сексотрясение» — ну да, издать такое в полноценном формате, наверное, у нас было бы проблемно, но это же антиутопия, которая могла бы встать в ряд с мэтрами в этом жанре. И нет, я не хочу этим сказать, что в рецензиях что-то недораскрыто или недосказано, что хорошо бы было обратиться к первоисточнику, нет! Но некоторое количество сюжетов лично мне понравились так, что я бы их читала.

Не хочется пересказывать все истории и сюжеты, поэтому несколько слов о моментах, которые зацепили в том или ином формате.
Язык, текст, игры слов. Я старый маразматик, который ужасно любит проводить какие-то манипуляции с цифрами, приводить их к любимому числу какими-то якобы логичными манипуляциями (и мне иногда кажется, что это какое-то психическое отклонение, которое скажет мне «привет» через пару-тройку лет, но я пока не проверяла). И этому отклонению дюже понравились игрища с истолкованием слова «Гигамеш» в одноименном рассказе, теория вероятности рождения одного отдельно взятого человека из «О невозможности жизни» и еще рассказец «Ты», который я, кажется, вообще не поняла, но который, по моему мнению, очень ложится в историю игр, не важно — со словами, людьми или в людей.

Смыслы. Лем затронул, кажется, вообще все, что существует в человеческой жизни. Я не знаю, как это возможно в небольшом сборнике, но это факт. При этом, всё это не выглядит каким-то супер-серьезным научным трудом с исследованием человечества. Все происходит довольно легко и как-будто по взаимному согласию. Что-то с юмором, что-то вызывает грусть, какие-то темы заставляют задуматься (лично меня зацепила тема культуры и я довольно долго пыталась «прожевать» мысли автора по этому поводу), но в целом все довольно развлекательно и кажется, что не серьезно. Ну, такая литературная игра, шутеечка. Но на самом деле, все гораздо глубже, и это выглядит попыткой рассуждать о мире одновременно так, как будто ты молчишь (и то, о чем автор говорит в предисловии) и так, чтобы тебя могли услышать все, кто готов услышать.

Это отнюдь не простая книга. Это не та книга, которую можно проглотить или читать в метро. Эта книга требует погружения в себя, и пусть путем долгих логических цепочек можно прийти к выводу, что «Абсолютной пустоты» не существует. В нее нужно погрузиться, отложить всё, что мешает вокруг, остановить реальность и погрузиться в Лемовскую нереальность. Которая в чем-то похожа на наш мир, в чем-то, похоже, скоро станет похожа, а что-то так и останется в категории «пустоты», но не станет от этого хуже. Можно прочитать финальный рассказ с речью лауреата 3 раза, и понять из них 0,0000001% и все-равно остаться довольным. Можно крутить любимые конструкции в формате «а если бы», основываясь на услугах корпорации «Бытие», накладывать одно желание на другое, нейтрализовать одно действие другим и не нужно никаких компьютерных игр, голова сама себе генерирует что-то довольно бредовое, но увлекательное. Можно грустить от того, что мы прочно вошли в век потребленчества/ядчества, и вот уже не так смешон рассказ о книге, которую можно сделать самому, сколько у нас такого стоит на полках — страшно сказать. И все это кажется несерьезным, слишком коротким, я вот тут говорю, что дайте мне полноценного Робинзона или про секс, но к концу своих размышлений я понимаю, что это идеальный формат. Автор сказал все, что хотел сказать. Грамотно, именно с теми цитатами, которые он привел, и ни словом больше. И это очень хорошо.

Долгая прогулка. Июль. Основа.
Параноидальные ведомости.