Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

25 июля 2021 г. 22:41

2K

4 Умейте за себя постоять!

арующий звезды" оставила по себе довольно противоречивые впечатления - я хотела узнать о необычной системе конных библиотек, а получила проблемы феминизма, расизма и наплевательского отношения к другим людей у власти; только прониклась свободолюбивостью и силой личности безотносительно пола, как получила перекос в "бабский роман"; переключилась на сложность выживания при устоявшемся стереотипном восприятии, когда мало кто подаст руку помощи, боясь нарушить "нерушимые законы", как меня окунули в траблы интимной сферы и замужества в целом...

Не знаю почему, но я никогда не была склонна выстраивать свое отношение к людям, оценку их достоинств или недостатков и поведения, руководствуясь в первую очередь полом - да, в чем-то именно им обусловлены какие-то из особенностей человека, но далеко не мужская или женская принадлежность является ценностью, "от которой надо шагать". Суть человека - его личность. Поэтому вопрос избиения мужланом невестки, ограничения в сторону работы афроамериканки в "библиотеке для белых", нежелание становиться женой, ханжеское восприятие книжицы "Любовь в семье" - это не следствие "все мужики козлы, а все бабы - дуры". Это проблема того, что женщины допустили когда-то в начале времен отношение к себе как к тем, кто смирится скорее, чем покажет, что его нельзя так просто обидеть, проблема того, что при возникновении рабства почему-то не собралось какого-то количества людей, не только понимающих, что ненормально из своих сородичей делать "скотских слуг", но и готовых отстаивать нормальную истину. Моя приятельница вскользь риторически бросила однажды фразу, когда к нам в очередной раз приставал какой-то пьяный хрен во время прогулки, в которой заключается весь смысл ужаса шовинизма, расизма и прочих -измов - "как они это допустили?.." Именно - ведь у тех, кто себе позволяет подобное ущемление чужих прав, в крови, генетически передано, безмолвное разрешение на это, потому что, к огромнейшему сожалению, слишком многие не показывали зубы в ответ на притеснение, а терпели, не давая понять извращенно думающим, что те не на тех напали, что за подобное следует наказание. А знали бы эти мерзкие насильники, приставалы, желающие поработить кого-то людишки, что даром их поступки не пройдут, что они пожалеют о совершенном, что "дешевле" им самим этого не делать - не было бы того, что феминизм вышел из берегов, когда я полчаса размышляла, почему в фильме таксист не вышел поставить чемодан клиентки в багажник, ведь априори мужчина помогает женщине в том, где сильнее, не было бы толерастии, превратившей болезнь в норму, а классически европеоидных персонажей в афроамериканцев или азиатов на экране в угоду нравам современности...

Героини "Дарующего звезды" на собственной шкуре прочувствовали буквально все перечисленные беды: англичанка Элис столкнулась с избиением свекра, восприятием своего желания выполнить супружеский долг "пошлым приставанием", местная Марджери - с непоколебимой властью слухов, которые тянули за ней негатив образа отца и превращали ее в "мерзость, с которой не стоит водиться", "цветная" София - с тем, что работать нужно было прячась, чтобы не получить за то, что находится там, где таким как она нельзя... Я невероятно счастлива, что женщины конной библиотеки не только "разносили образованность", но и стояли за себя и таких же вынужденных жертв горой - и в первую очередь, как личности, а не как те, кем они по полу родились. Разделяя мужчин и женщин, белых и людей с другим цветом кожи, больных и здоровых как ущемляемые мы разделяем мнение насильников, вершащих недозволенное - если же мы прекратим это делать (может быть, именно нам первым нужно сделать этот шаг), то исчезнут (по крайне мере эти) поводы для вражды и противостояния, для спасения от нападений и битвы за выживание! Ведь та же Марджери в своей свободолюбивости и храбрости вела себя не "как мужчина", как говорила Элис, а как цельная личность - что за странные ярлыки и некорректные обобщения.

Под конец вернусь к прозаичному - к самой книге, которая хотя и всколыхнула такой бурный поток мыслей, по сюжету все же не дотягивает до высочайших баллов. Идеи и проблемы занимают в ней отдельную нишу, о которой уже мной на данную секунду все сказано, но вот мелкие ответвления разных событий несколько снижают градус накала: Джоджо Мойес в некоторой степени зациклилась на теме вожделения, наверное потому, что чувственного акта ни разу за книгу в подробностях не было ни у одного из героев; особенностей передвижной библиотеки и ее влияния на уровень образованности (ради чего, собственно, и создана) слишком мало - больше отношений между женщинами и мужчинами, работниками и начальством, соседями, подругами и пр.; многие элементы истории отбрасывают с идеи конкретной ситуации к чисто женским (я это называю "бабские", потому что женщина не так примитивна в моем понимании, чтобы ограничиваться лишь этим) переживаниям "ой, мы не можем с мужем обсудить проблему/ах, если не стану обращать внимания на беременность, она сама как-нибудь рассосется/ой, не помню, о чем говорили, все время витала в облаках влюбленности и желания". Меньше банальной низкосортности помыслов (которой так часто одаривают женщин), больше личностности - и все было бы чудесно!

картинка Sandriya