Больше рецензий

tanuka59

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июля 2021 г. 11:46

124

5

Мой читательский багаж Набокова — четыре романа вместе с этим. «Лолита» была слишком давно, чтобы давать какие-то оценки, «Машенька» - это слишком ранний Набоков, не тот, которого называют гением, но и в «Защите Лужина» я его не увидела.
И вот, «Камера обскура» - роман, который сам Набоков не любил, роман, который критики называют слишком простым и прямолинейным, роман, с которого поклонники автора рекомендуют начинать знакомство с автором.
Роман, после которого, я наконец, могу сказать: Владимир Владимирович — Вы, действительно, гений!
Превратить довольно пошлую историю в изысканную литературу — это гениально!

Искусствовед Бруно Кречман — успешен, богат, глубоко женат, добрый отец, верен супруге в жизни, но блудит с малолетними нимфами в мыслях.
Магда — та самая нимфа, что из грёз материализовалась в темном зале кинотеатра, чтобы свести с ума нашего героя.
Следует отметить, что не смотря на свой юный возраст, девица весьма опытна с мужчинами подобными Кречмару и знает, как правильно использовать их в своих целях.

Есть третий персонаж — художник Горн, без которого не случился бы этот любовный треугольник, а если учитывать супругу Кречмара, и вовсе квадрат, с которым юная Магда уже успела побывать в отношениях.

Как вы видите начало этой истории вполне банально, но написано так, что оторваться невозможно. Я поняла, что воспринимать всю эту ситуацию необходимо абсолютно бесстрастно, не проявляя эмоций ни к одному из героев, не пытаясь оценить их поступки. Любое проявление эмпатии к происходящему может вызвать, как глубокое чувство сопереживания, за которое будешь себя же ненавидеть, так и жгучее чувство ненависти и злорадства.

Здесь достаточно просто наслаждаться языком автора, без особых структурных перегрузов.
Несомненно обращает внимание, как осторожен он в выборе слов. Он ни разу секс не назвал сексом, любая физическая близость, грязная похоть, описана им, как нечто возвышенное. Я даже слов не могу подобрать, чтобы это объяснить.

Или же с каким мастерством написана сцена, когда Кречмар узнает о своей слепоте. Опять же, Набоков, ни разу не употребляет слово «слепой», словно боясь подменить расхожим понятием смятение своего героя, всю необычность ощущений, которые он испытывает.

Восхищаюсь, как умело драматизирует автор, какие сюжетные ходы использует. Самым восхитительным моментом книги для меня стало, как Кречмар узнает об измене. Это было великолепно!

Ps: теперь захотелось перечитать «Лолиту».