Больше рецензий

22 июля 2021 г. 18:53

2K

4 Рабы любви

Год назад прочитала про родителей Нана - прачку Жервезу Купо и кровельщика Купо в романе "Западня" и сразу положила в виш две книги – "Нана" и "Жерминаль". Дошла очередь до "Нана". Ну что ж, девушка подросла, ей уже не пятнадцать лет, а восемнадцать и она играет главную роль в спектакле «Златокудрая Венера». Нана выросла в статную, белокожую, светловолосую привлекательную женщину. Ума и талантов у Нана не появилось, трудиться тоже не полюбила, но жажда жить «дорого и богато» увеличилась экспоненциально.

Начинается роман с премьеры «Златокудрой Венеры». На этот спектакль собрался весь Париж и автор сразу знакомит со всеми действующими лицами, а их в романе не мало. Дамы света и полусвета, кавалеры – графы, маркизы, журналисты, банкиры, будущие юристы и просто прожигатели жизни. Золя подробно описывает их и отношения между ними. Жизнь героев романа обрастает подробностями на приёме графа Мюффа и на вечеринке Нана. Молодая женщина обладает непостоянством характера: то добрая, то жестокая, но всегда глупая, похабная и лживая. Удивительно, как женщина, не обладающая умом и какими-то талантами, могла покорить весь Париж, что даже "знатные дамы стали подражать ей" и разорить в короткое время столько мужчин. Возникает подозрение, что сгустил красочки Золя, сгустил. Гипертрофировал реальность. Хотя, может быть, каноны красоты полтора века назад были другие и "высокие и слишком полные для своих восемнадцати лет" женщины очень ценились. Удивила жизнь Нана с Фонтаном. Как постепенно менялся характер у этой вздорной и самовольной куртизанки. Она привыкала жить в унижении, беспомощности и всё прощала Фонтану в своём безумной обожании. И это та женщина, которая только что была богата и помыкала поклонниками? Нана попробовала жить порядочной жизнью. Не получилось. Нет золотой середины для неё: или жить в нищете, терпеть тумаки от любимого мужчины и заработки на улице или жить в богатом особняке, смеяться и издеваться над любящим мужчиной и обманывать его со всеми. Даже представление Нана о том, как ходит порядочная женщина забавно: "вернулась с напыщенным видом, размеряя шаги, ступая с осторожностью жирной курицы, которая боится запачкать лапки".

Самое яркое впечатление от книги - это захватывающие дух скачки и переживания за жизнь Вандевра. Нана – это "тёмная лошадка" в забеге, и толстая модная кокотка. Выиграют ли те, кто поставил на Нана? В конце скачек мы узнаем, что было с теми, кто поставил на эту неизвестную лошадку. А что выиграли те мужчины, которые поставили на Нана-куртизанку? Кратковременные удовлетворения своих потребностей и долгая скучная жизнь на грани нищеты или смерть. Получая новую ценную безделушку и реализуя очередной каприз она разоряла ещё одного мужчину. "Разоренный ею человек падал из ее рук, точно зрелый плод, которому предоставлялось догнивать на земле." Финал закономерен, но не так тосклив и безысходен, как у её матери. Рядом с ней остались верные подруги, даже с которыми она не очень была близка. Эмиль Золя достаточно добр оказался к Нана, он не стал описывать её страдания сотнями страниц, обошёлся двумя абзацами.

Вывод: впечатление от этой книги не такое яркое, как от романа "Западня", но продолжу читать литературный сериал "Ругон-Маккары". Это погружение напоминает мне погружение в "Человеческую комедию" Бальзака. Буду дальше изучать жизнь французского общества второй половины XIX века под лупой. Гиперреализм Золя всё приблизит, ничего не утаит.

Книга прочитана в рамках игры "Игра в классики. Тур № 16"