Больше рецензий

22 июля 2021 г. 18:19

552

4.5 Проектировать собственное существование – выше моих сил (с)

Мне всегда казалось, что Иэн Бэнкс для особенных читателей: умнее, мудрее, опытнее – и я долго обходила его романы стороной. Но время идёт, друг советует книгу, в игре выпадает очередной пункт, дух авантюризма напоминает о себе – и вот нетипичная книга уже у тебя в руках. Начинать читать «Мост» было странно. И страшно. Страшно было не понять, не ощутить. И я определённо не всё поняла. Наверняка есть ещё не одна отсылка, которую я упустила. Но и с тем, что мне оказалось доступно, я получила большое удовольствие от чтения книги.
Роман прекрасно написан. Язык лёгкий, но при этом обволакивающий. В тексте нет цветистых описаний, но всю обстановку представить очень легко. Бэнкс буквально парой слов описывает предмет, ощущение, и вот он уже у тебя перед глазами. Ты просто переводишь взгляд дальше и дальше.
Не буду скрывать, первые страницы дались нелегко из-за рваного ритма. Он не даёт сосредоточиться, постоянно отвлекает, создаёт ощущение нервозности и зажатости. И это удивительно. Такое самоощущение помогает приблизиться к тому, что в данный момент чувствует герой, влиться в роман. Напряжённость начала немного пугает. Наверное, состояние похожее на прыжок в воду. Потому что в итоге надо расслабиться и дать словам просто нести тебя по течению происходящего. Этакий беспокойный покой. Переплетаются мысли, жизни, чувства, время бежит рывками, а тело остаётся в блаженном неведении.
Кома расщепляет героя на три составляющие, которые могут показаться не связанными друг с другом – образованный увлекающийся инженер с ворохом воспоминаний, Джон Орр с амнезией и не знающий куда себя применить, и варвар, который определённо знает куда себя деть, но не знает зачем. Однако, чем дальше продвигаешься по роману, тем больше общих черт находишь во всех этих воплощениях. Всех их ведёт женщина (зверушка тоже говорит о себе в женском роде) и разная степень привязанности к ней. Все эти воплощения с «боем» пробивают себе дорогу через преодоление себя, других, своих чувств и растерянности. По-моему, в них всех есть растерянности: то ли от невозможности идентифицировать себя, то ли от непонимания и неприятия своих потребностей, то ли просто потому что умом обделён. Автор будто говорит, что пока не осознаешь и не примешь эту свою растерянность, не сможешь выбрать, куда нужно вернуться. Какой из снов выбрать. Ведь жизнь, возможно, тоже сон.
«Мост» - гармоничное переплетение противоположностей. Главный герой живёт на первый взгляд обычную жизнь, но на второй многим его отношения с Андреа покажутся странными и нездоровыми. Он недоволен собой, постоянно в поиске, но он достиг как увлечённый человек и специалист очень многого. Он не плачет и не говорит о важном, но глубоко чувствует всё. Вероятно, поэтому миры, в которых он «проживает» свои жизни такие разные и неоднозначные. Война и вода, мир и пустыня – всё переплетается в парадоксальную реальность. И сказка не совсем сказка, и жизнь не жизнь. При этом не оставляет ощущение стопроцентной реальности происходящего, порой нелицеприятной реальности (кстати, странно, что на обложке издания нет никаких пометок о возрастных ограничениях).
Несмотря на очень приятное знакомство, пока читать дальше Бэнкса желания не возникает. Есть ещё что обдумать и в этом романе. Возможно, стоит даже перечитать «Мост» перед прочтением следующего романа автора.