Больше рецензий

22 июля 2021 г. 15:30

4K

5 Фантомная боль чужого страдания

Есть книги, подобные взгляду. Случайно пойманному взгляду в бушующих волнах безымянной толпы. Он исполнен невыносимого мучения, невыразимого отчаяния, щемящей боли и молящей просьбы быть услышанным посредством глаз. И душа читающего содрогается в тихом бессилии. Беспомощный ответ разливается мурашками по коже, стесненным дыханием и почти фантомной душевной болью чужого страдания. Таким был «Чтец».
Первые страницы произведения наполнены внезапно возникшим сексуальным влечением между 36-летней Ханной и Микаэлем 15-ти лет. Мимолётная связь плавно перетекает в довольно длительные любовные отношения. Осуждать возрастной мезальянс я не буду, не имею права. Постепенно становится понятным, что недостающие частички ограниченного внутреннего мира зрелой женщины нашли отражение искомого в хрупком и ещё незавершённом духовном наполнении юноши. Разделяя островок молчаливой близости, они отдавались совместному погружению в громкий словесный мир чтения. Микаэль – Ханне… Была ли любовь?.. Эти отношения напомнили мне веточку засушенного жасмина, случайно найденную между страничек старой книги. Кого согревала память о случае?.. О ком тосковала незнакомая душа?.. Трепет чужого чувства трогает, не позволяя выражать отношение – слишком ранимый облик запретной неизвестности. Но неожиданное исчезновение Ханны меняет положение вещей навсегда. Чувство стыда и вины проступают первыми тёмными пятнами в душе Микаэля…
Острая социальная проблема поглощает вторую треть романа. Автор обращается к деликатной теме преступлений нацистского режима и их влияния на поколения потомков. На острие их восприятия оказывается вопрос отношения к ужасам прошлого, выбор яростного и непреклонного осуждения или молчаливого принятия как неизбежной данности, извергнутой адовой волей неумолимой судьбы. На фоне конфликта поколений узор остро суживается к конфликту конкретной личности. Проходят годы... Рок снова сталкивает героев, обрекая на страдания. Обстоятельства их встречи дадут им ответы на многие вопросы, которые были незаданными. Метания сознания в пределах чувств стыда, вины и любви плотным кольцом связывают сложные судьбы бывшей надзирательницы концентрационного лагеря Ханны и молодого юриста Микаэля. Эту ношу они разделят поровну в финальной части произведения, где в муках постыдного искупления, стремясь к подобию понимания, будут искать призраки прощения и любви.
Жестокий дуализм глубинной драмы произведения объединяет темы внутренней проблемы немецкой нации и личностной трагедии человека. У Шлинка Холокост и его ужасные последствия мрачными пульсациями проникают под кожу героев, отравляя их жизни. Образы наполнены свинцовой тяжестью, здесь каждый несёт свой крест. Ужасным откровением в который раз становится убеждение в мрачной необъяснимости чужой души. Эта лаконичная, страшная, живая история звучит глухой болью о содеянном на уровне поколений, личности, мысли. Словно жуткий взгляд, проникающий в затаённые уголки подсознания, она оставляет тяжелую печать внутри, фантомную душевную боль чужого страдания.

Комментарии


У тебя не рецензии, а что-то из фильмов Антониони, по атмосфере)
Ань, нужно к твоим рецензиям на входе выдавать 3D очки)
А какое название рецензии.. и этот до боли знакомый взгляд в толпе..

И всё же, как ты относишься вот к такой разнице в возрасте между взрослой женщиной и подростком?

Эти отношения напомнили мне веточку засушенного жасмина, случайно найденную между страничек старой книги. Кого согревала память о случае?.. О ком тосковала незнакомая душа?..

Вспомнил стих

Пушкина

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

свернуть
Чувство стыда и вины проступают первыми тёмными пятнами в душе Микаэля…

Хм.. промолчу.)

Жестокий дуализм глубинной драмы произведения объединяет темы внутренней проблемы немецкой нации и личностной трагедии человека.

Здорово написала)

И дальше очень хорошо всё почувствовала.
Ох, тяжёлая и трепетная тема. Сколько таких историй было в разных вариациях..

Спасибо за чудесную рецензию, Аня)
Тёплого вечера тебе.. и чтения)


У тебя не рецензии, а что-то из фильмов Антониони, по атмосфере)

Ах, заинтересовал.)
Я про Антониони слышала, но, к своему стыду, ничего у него не смотрела...
Посоветуй, пожалуйста, то, что тебя больше всего зацепило.)
Хочу визуально потрогать ту атмосферу, о которой ты написал.)

И всё же, как ты относишься вот к такой разнице в возрасте между взрослой женщиной и подростком?

Ох, Саш, с морально-этической точки зрения, следуя за общепринятыми понятиями, я соглашусь, что это неправильно. Есть в этой связи что-то алчно-животное со стороны женщины... И, будь я матерью, я, наверное, была бы более радикальной в этом мнении. Но детей у меня нет, поэтому с личной (отстранённо-наблюдающей) точки, я допускаю, что такие чувства тоже имеют право на существование. Всё может случится. И, может, я сто раз неправа... Если эти отношения наполняют обе стороны ощущением полной гармонии, то почему, чёрт возьми, нет?
А ты что думаешь об этом?

За прекрасный стих спасибо.)
Вчера случайно нашла такую незнакомку-веточку в старом домашнем «Замке Броуди».)

Хм.. промолчу.)

О чём молчишь?)

Саша, большое спасибо тебе за внимание к моим впечатлениям.) Это даже не рецензии, а какие-то эмоциональные излияния под влиянием прочитанного.)

Чарующих снов тебе и очаровательного утра.)


Посоветуй, пожалуйста, то, что тебя больше всего зацепило.)
Хочу визуально потрогать ту атмосферу, о которой ты написал.)

Ты не так давно читала одну книгу, так вот, есть у Антониони фильм, косвенно схожий сюжетом: Приключение.
Она и он на острове)
А ты какие фильмы любишь? Режиссёров?

Всё может случится. И, может, я сто раз неправа... Если эти отношения наполняют обе стороны ощущением полной гармонии, то почему, чёрт возьми, нет?
А ты что думаешь об этом?

Ты права. Сложная тема. Да в мире вообще нет ничего лёгкого)
Знаешь, вот когда думаю о другом перекосе: мужчина и девочка, мне это кажется по многим причинам гораздо более.. преступным.
А с женщинами всё иначе. Да и если взять крайности, ещё ни одна женщина не убивала и не мучила в этом плане ребёнка, подростка, хоть и был секс.
А вот мужчины..
У женщины иначе надлом одиночества и трагедии любви или детства может проявиться. Он более нежен.
Да и чувство детства женщина проносит по жизни более чутко.
Так что, соглашусь с тобой. Если отношения наполняют обе стороны гармонией.. пусть и надломленной..

Вчера случайно нашла такую незнакомку-веточку в старом домашнем «Замке Броуди».)

У меня в Фаусте Гёте есть листик из детства ещё)

О чём молчишь?)

Ну... в подростковом возрасте у меня был опыт именно со взрослой женщиной.
Первый опыт...

Это даже не рецензии, а какие-то эмоциональные излияния под влиянием прочитанного.)

Это и есть настоящие рецензии)

Доброго утра, Аня)
Очаровательного и ласкового дня тебе)


Ты не так давно читала одну книгу, так вот, есть у Антониони фильм, косвенно схожий сюжетом: Приключение.
Она и он на острове)

Кажется, ты тоже её недавно читал.)
Прочитала о фильме, посмотрела кадры... ) Чёрно-белый минимализм как игра бликов на полутонах человеческой души... Теперь меня ждёт путешествие в "Приключение".) Моника Витти, конечно, шикарная женщина - такое точёное лицо... )

А ты какие фильмы любишь? Режиссёров?

*После судорожного метания по полочкам киношной памяти*
У меня, скорее, нет любимых режиссёров и жанров. Но есть фильмы, к которым что-то внутри ощущает приятную щекотку.)
1. "Чёрный лебедь" Аронофски - безумное искусство;
2. "Жилец" Полански - очарование безумия;
3. "С широко закрытыми глазами" Кубрик - все не любят, а я - вопреки всему;
4. "Мечтатели" Бертолуччи - прекрасные и потерянные;
5. "Чрево" Флигауф - люблю, не зная, за что.
Хотела бы узнать, какие фильмы любишь ты.)

Если отношения наполняют обе стороны гармонией.. пусть и надломленной..

То такие отношения стоят того.)

Ну... в подростковом возрасте у меня был опыт именно со взрослой женщиной.
Первый опыт...

Ааа, теперь я промолчу.)

Спасибо, Саша.)
Чудесного дня тебе и нежных солнечных объятий :)


Аня!)
Какие чудесные фильмы у тебя)
Все их видел, и многие из них люблю)
У тебя хороший вкус. Чрево и Мечтателей я особенно люблю.
Ах, Ева Грин)
А у тебя такие глаза.. что там эта есть, нотка страсти и пряной безуминки, необычности)

Хм.. что же мне вспомнить.
Навскидку. Завтра этот список мог быть и иной.
1) Фонтан, Аронофски. (заметь, начал с того же режиссёра что и ты).
Это прям моё. Тут и верность любви и любимой и душе и звёздам.. Аронофски вообще люблю.
2) Пьета ( Ким Ки Дука) и... пусть будет ещё "Пустой дом", его же. Не так давно открыл для себя этого чудесного режиссёра.
Тут тоже две стороны моей души в нём: надрыв и нежность, разрываемая одиночество, как кокон.
Первый фильм - жёсткий. Второй - нежный. Она и он. Вечная тема..
3) Время Прощания ( Франсуа Озон. Тоже не так давно открыл для себя этого режиссёра).
Пронзительный фильм об одиночестве и утраченном времени, которому.. не скажешь как Фауст - помедли, особенно если времени на жизнь уже почти нет.
4) Лицом к лицу ( Ингмар Бергман. Просто обожаю его.. потому довольно сложно было тут выбрать.
Фильм о женском безумии. О душе, заблудившейся в мире и себе, в боли, что ей причинили..)
5)Жертвоприношение ( Андрей Тарковский. Тоже обожаю его. Он хотел снять фильм по Идиоту Достоевского, но не успел.. а тут так славно и пронзительно звучит эта тема. Семья.. загородный дом, и.. атомная война вот вот разразиться. Что вся чепуха ссор перед этим?)

Ааа, теперь я промолчу.)

Почему?)

Уютного дня и солнечного воздушного поцелуя на исходе дня, Аня)


Саша, спасибо.) Приятно найти с тобой общие предпочтения.)
Обожаю Еву Грин за мрачную утончённость...
А мне неоднократно говорили, что я чем-то похожа на Александру Даддарио. И, пару раз, судя только по моим фоткам. Но я сама никакого сходства не нахожу.)

Глаза...) Сижу, пунцовая(!), с наслаждением смакую твои слова, словно тёрпкий ароматный кусочек горького шоколада.) Огромное спасибо тебе.)
Выходит, если глаза - зеркало души, то, опираясь на твоё впечатление, моя совмещает в себе довольно причудливый и даже пикантный микс.) И, чего греха таить, мне это описание очень по душе.))

Саааш, ну где ты был раньше, когда я металась в поисках вдохновения среди кинолент?) Сколько прекрасных фильмов для меня открыл одним комментом!) Оооо, я ничего из упомянутого не видела. У меня уже привычка ставать пунцовой с тобой... А может эта лакуна в киноликбезе и к лучшему?) Для сегодняшней меня фильм раскроется во всей многогранности и я смогу его полноценно оценить.) Сразу утащила в свою воображаемую шкатулку необходимого "Время прощания", "Лицом к лицу" и "Фонтан" (любопытно, какое оно, твоё "прям моё").

Почему?)

Потому что узнала, что это была твоя личная история.) Плоскость, за гранью моего доступа. Прочитала, слегка смутилась и... решила промолчать.)

Бесконечно благодарю тебя.)
Пусть июльский вечер согревает абрикосовым пушистым солнцем, мягким и ласковым.)


а мне неоднократно говорили, что я чем-то похожа на Александру Даддарио. И, пару раз, судя только по моим фоткам. Но я сама никакого сходства не нахожу.)

Глянул на актрису эту..
Ей сделали комплимент сравнением с тобой.
Ты симпатичней.

Саааш, ну где ты был раньше, когда я металась в поисках вдохновения среди кинолент?) Сколько прекрасных фильмов для меня открыл одним комментом!)

Ань, я так оглянулся на эти фильмы..
Я бы не сказал что они любимые. Просто в последнее время их видел и они чем то пронзили меня.
Ну, кроме Фонтана. Это прям и правда моё)
Я вообще впечатлительный в этом плане, и на книги и фильмы и людей)

Тёплого и ласкового вечера тебе, Аня, чуточку пунцового)


Про актрису... Очень приятно думать, что тебе так кажется.) Спасибо за милые слова и мою улыбку.)

Ань, я так оглянулся на эти фильмы..
Я бы не сказал что они любимые. Просто в последнее время их видел и они чем то пронзили меня.

Они нашли тебя тогда, когда ты искал их.) Всё у вас совпало.) Значит, чуточку приблизились к титулу любимых.) Как и с людьми иногда бывает.)

А "Фонтан" у меня уже вовсю ассоциируется с тобой, хоть я его ещё не видела.) Твой фильм.)

Спасибо, Саша.)
Милых снов тебе.)