Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

19 июля 2021 г. 11:37

372

5 НеРецензия

Мне кажется, на эту книгу невозможно написать обычную рецензию. Потому что рецензия так или иначе подразумевает рамки, такое-то количество слов, какое-то количество знаков, структуру, логику, одну-две цитаты. А я не представляю, как загнать восторг от книги в схему. Монументальное, безграничное, эпическое полотно скрывается под этой обложкой. И дело не в объеме страниц, хотя их действительно много (1024), а в объеме смыслов, погружения в жизнь, мысли и поступки выдающегося человека. Это широкая историческая ретроспектива, это кропотливый труд по изучению источников и множественное их использование в тексте. Войти в эту книгу, словно оказаться в соборе, где купол высоко над головой, простор и тишина, а стены покрыты фресками и письменами, и дочитав книгу, ты словно стоишь в самом центре, пытаясь охватить взглядом необъятное.

Ооох, опять я ударилась в патетику, но право, не могу и не умею по-другому, когда вот так… настолько… очень… В сравнении биографии с собором нет ничего сакрального, просто в голову приходят такие архитектурные метафоры, которые способны материально выразить монументальность и масштаб замысла. Мне так понравилось! Мне очень-очень понравилась эта книга.

Пока я читала ее, время от времени делала заметки, выписывала цитаты, целые абзацы, отдельные мысли. В этом вроде бы ничего удивительно нет, но здесь накопилось так много (5 вордовских страниц), что немыслимо их хоть как-то «впихнуть» в обычную рецензию.

Вот вы только послушайте:

«Бессонница была прямым следствием тонкости натуры, ее способности остро реагировать на мельчайшие раздражители – сейчас это называют сверхчувствительностью, гипер-сенситивностью. Все он замечал, на все откликался, все волновало его, заставляло думать и страдать. Он слишком много чувствовал, понимал, воспринимал, он брал у жизни слишком много материала для обработки и временами не мог с ним справиться».

Меня подкупило в этой биографии то, что перед нами, не просто пересказ, констатация фактов, а тонкое наблюдение за движением души, замечания такого рода, что безошибочно угадываешь – автор разбирается в людях. Конечно, это субъективно, порой в этой книге высказываются прямые оценки, чего вроде бы не должно быть (и что, если честно, всегда меня раздражало и мешало воспринимать материал), но тут всё было уместно, все оценки были мудры и точны. И несмотря на то, что книга о Чуковском, очень четко видно, где здесь Ирина Лукьянова. И если до книги ничего не знаешь о ней и не представляешь можно ли доверять этому мнению и этим оценкам, то после книги понимаешь, что доверять можно, и хочется прислушиваться, чтобы лучше понять героя книги.

«Стыдно за свой стыд. Стыдно за сам факт своего существования. Он защищался, выставляя колючие иголки навстречу чужому любопытству, прятался за фамильярностью, шутовством, иронией, скрывая свою уязвимость. Он пытался понять, где его место в мире, кто он такой».

Очень многое в книге было для меня открытием. Это маленькие истории из жизни Блока или Маяковского, Шкловского или Тынянова. Какие-то исторические факты, события, что удивляли меня и вновь заставляли тянуться к заметкам. Вот, например, история, случившаяся в годы Великой Отечественной:

«Чуковский перед отъездом в Ташкент закопал «Чукоккалу» на даче, случайно вернулся в Переделкино через несколько дней и нашел свой драгоценный альбом у соседа, уже предназначенный для растопки: тот решил, что К. И. закапывает сокровища, – и сразу же выкопал».

Или вот другая история. Мне привычно знать, что предметы искусства, множество культурных ценностей погибло в годы войны из-за фашистов, но не только. Советские войска тоже уничтожали.

«В Переделкине стоит зенитная часть и солдаты совершенно не щадят домов и того, что находится в них: «Новые обитатели городка писателей привели все в совершенное разрушенье и загадили, переносили вещи из дачи в дачу, раскурили Павленковскую библиотеку, трижды загорались дачи Сейфуллиной, Кассиля и Ивановых. Первые удалось отстоять, а Ивановская сгорела». Незадолго перед тем Пастернак отнес на дачу Всеволода Иванова для сохранности работы своего отца, знаменитого художника, которые отказалась принять на хранение Третьяковская галерея».

И да, конечно, библиотека, книги (редкие издания на английском языке XVII века из личной библиотеки Корнея Ивановича, которые жгли беспризорные дети в лесу), все это в годы войны не должно волновать «библиотека в конечном итоге неважна – когда революция, война, голод, смерть; когда история катит, лязгая гусеницами, по человеческим судьбам». Но меня тем не менее волнует, помогает понять, что произошло на самом деле. И насколько человеку плевать и на книги, и на картины, на все, когда идет война…

Но все это, история, психологический портрет, мудрые замечания автора, это же все вторично, первично – история жизни Корнея Ивановича Чуковского! Почему же ничего не говорю о нем? А потому что под большим впечатлением. Стою в том самом соборе, и понимаю, что невозможно охватить взглядом бескрайнюю жизнь. Конечно, есть хронологические рамки, есть годы жизни, потомки, наследие. Но штука в том, что некоторые люди оставляют такой значительный след в истории, они смогли дать этому миру так много, их духовная жизнь была так богата, что время становится вещью абстрактной, а материальные свидетельства (письма, дневники, статьи и проч.) всего лишь фрагменты, кусочки мозаики, элементы и части.
Эта книга не поет панегириков, не восхваляет бездумно, это вполне адекватная биография, но написанная с таким уважением и любовью, что невозможно остаться безучастным.

«В любые времена находятся читатели, предъявляющие Чуковскому два стандартных обвинения: в бессмыслице и в слишком страшных страшилках. В период гонений на сказку его бранили за чепуху и травмирующие детей стихи о людоедах. И сейчас интернет-обсуждения на форумах и в блогах полны стандартных читательских глупостей в духе «хорошую траву курил старик Чуковский», «зайчики в трамвайчике, жаба на метле, наверное, Чуковский сидел на конопле», «совершенно никакого смысла» – это с одной стороны… А с другой – «это же сценарий к фильму ужасов!», «„Муха-Цокотуха“ – это вообще не для детских нервов».

Критики действительно много, но со всем здравомыслием, обстоятельно и веско Ирина Лукьянова ответит на все обвинения. Даже самые нелепые.

Мне очень понравилась эта книга. Очень.

Это рецензия из моего жж