Больше рецензий

18 июля 2021 г. 19:37

504

3 Спойлер Скучновато, но Полозовы интересны

Не могу сказать, что было интересно читать, по крайней мере пока не появились Полозовы, а это практически уже конец повести. Но кое-какие моменты показались достойными внимания.
Сначала меня несколько шокировало, как Тургенев описал Джемму, когда Эмиль был в обмороке. Тут прямо от возмущения хочется этот момент полностью процитировать :
"Санин проворно снял сюртук с лежавшего мальчика, расстегнул ворот, засучил рукава его рубашки — и, вооружившись щеткой, начал изо всех сил тереть ему грудь и руки. Панталеоне так же усердно тер другой — головной щеткой — по его сапогам и панталонам. Девушка бросилась на колени возле дивана и, схватив обеими руками голову, не мигая ни одной векою, так и впилась в лицо своему брату.
Санин сам тер — а сам искоса посматривал на нее. Боже мой! какая же эта была красавица!
Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, — и особенно глаза, темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза, — даже теперь, когда испуг и горе омрачали их блеск... Санину невольно вспомнился чудесный край, откуда он возвращался... Да он и в Италии не встречал ничего подобного! Девушка дышала редко и неровно; казалось, она всякий раз ждала, не начнет ли брат ее дышать?"
Вот это вот "казалось" как-то не ожидаешь встретить у бренда "великий русский писатель" (и, честно говоря, если бы не этот момент, я бы всё-таки 4 звезды поставила повести). То есть ее брата не могут привести в чувство, а она "казалось" ждет каждую минуту, что ее брат снова начнет дышать. Жаль, уже нельзя обратиться к автору с такой читательской претензией - алё, Иван Сергеич, это не "казалось", она реально каждую минуту ждала, что ее брат начнет дышать, ждала и надеялась. Короче, такое неумение писателя понять, что происходит с героиней в ситуации, которую он сам же и придумал, как-то посочувствовать ей, что ли... как-то этично описать ее тревогу и беспокойство сильно разочаровало. Что-то подвело здесь Тургенева владение великим и могучим.
Далее повествование было довольно предсказуемым, скучным и даже глуповато-романтичным, но в целом хотелось узнать, что там героям помешает быть вместе. И вот наконец-то (и очень неожиданно!), на 31-й главе из 44-х, появились герои, о которых интересно читать - супруги Полозовы. Типы весьма скользкие, каждый в своем особом роде, не повторяющие друг друга в своих пороках, а как бы дополняющие. При этом они демонстрируют прекрасный брачный союз, настоящее партнерство, так что его даже можно было считать доказательством, что таки существуют браки, которые совершаются на Небесах, как бы кощунственно это не звучало, когда речь идет о таких неприятных людях.
Только вот возраст их несколько смущает, ей 22, ему 25. Я бы больше дала, особенно ей, уж очень она слышится в повести такой прошедшей огонь, воду и медные трубы, а на это время надо, до 22-х как успеть?
Про себя Полозова говорит, что она "уж очень много насмотрелась рабства и натерпелась от него" и поэтому она тот еще адепт свободы. Но тут о многом говорят ее слова "...на меня цепей наложить нельзя, но ведь и я не накладываю цепей. Я люблю свободу и не признаю обязанностей — не для себя одной. А теперь посторонитесь немножко и давайте послушаемте пьесу". Ага, она не накладывает цепей, но он должен посторониться и слушать пьесу :) Вообще она ужасно много болтает, при этом такая душная - короче, из тех бывших рабов, для которых свобода - это самим стать рабовладельцами. Собственно, после того, как ее роман с Саниным стартовал, Тургенев и описывает их отношения как хозяйки и раба. Этакий женский аналог душнилы-Клюбера.
Но с Полозовым, конечно, всё не так,  там нет рабов и господ. Там видно, что это крепкий союз, основанный, в частности, на уважении друг к другу и принятии интересов друг друга. Как бы не пытались они при Санине отмежеваться друг от друга, но видно же, что у них всё общее и они довольны, что это именно так, что они нашли друг друга.
Конечно, отдельный вопрос, что "не так" с Полозовым - гей или куколд? За первую версию намеков больше, но вторая как-то мне всё равно больше нравится, уж очень он выглядит заинтересованным, а не просто мирящимся с недостатками жены, ведь никто не идеален.
О поступке Санина. Мне видится, что автор так и хочет показать "смотрите, какой он слабый, какой низкий поступок он совершил". Оно то так, конечно, в том смысле, что он девушке пообещал поддержку и обнадежил ее, но с другой... Джемма правильно написала ему, что его миссия заключалась в том, чтобы избавить ее от неподходящего жениха, а те надежды, что были сверх этого - это уже излишества, не сбылось - так и хорошо. Сказать, что поступок Санина свидетельствует о подлости его натуры - нет, так бы я не сказала. Он свидетельствует только о склонности раздавать пустые обещания. Если так подумать, Джемму он знал не намногим больше, чем Марью Николаевну, так почему он должен был отдать предпочтение Джемме? Обеих он знает без году неделя, обе для него практически чужие, просто Джемма очевидно как человек производит более приятное впечатление. Вот если бы у Санина был какой-то хороший друг, который много помогал ему и с которым у него настоящее душевное родство на протяжении многих лет, и вот этот друг попал в критическое финансовое положение, и Санин пообещал быстренько достать денег, продав свое поместье, и быстренько вернуться с помощью, а в итоге ни Санина, ни денег - вот это свинство и предательство. А то, что в повести - ну да, плохо внушать беспочвенные надежды... даже если речь идет о каком-то малознакомом человеке, с которым, по сути, героя ничего и не связывает, кроме того, что он сам наговорил за короткое время знакомства. В общем, поступок Санина далеко-далеко не самый подлый: психологически так устроен человек, что не будет он рвать тельняшку за то, что реально для человека не значимо, а присутствует только в виде романтических фантазий.
В минус также я бы поставила такое резкое противопоставление Джеммы и Марьи. "Классические" женщины не как люди, а как "женские образы", причем самые банальные - "кукла" и "ведьма". Марья Николаевна вполне могла бы сойти и за реальную женщину, если бы Тургенев дал ей лет побольше и не поставил на другой чаше весов такую явную куклу. Или ввел бы в свое произведение других женщин, разных. Но тут, наверное, нужен другой уровень таланта. А так, в общем, Тургенев только испортил впечатление от образа Марьи - образа неприятного, но интересного.
Забавно, что Санин, видимо, за время "рабства" кой-чего нахватался у хозяйки по деловой части.
И интересно, значит ли его планируемый визит к Джемме, что свадьба ее дочери - вылитой матери - в опасности? ;)