Больше рецензий

17 июля 2021 г. 09:15

3K

5

Удивительно, читала книгу один раз в жизни, классе в 8, вообще никогда не читая ничего длинного из школьной программы, после этого прочитав еще миллиард прекрасных книг, помню Мастера и Маргариту так, как-будто читала ее вчера.
Правда, два раза после этого в сознательной жизни ходила на невероятно прекрасную постановку в МХТ имени Пушкина, оттуда имею десять рублей с Лениным и календарик с самим Воландом, который устрашает: он тощ, у него нос крючком, морщины, и иностранный циллиндр. Ладно, об этой почти четырехчасовой постановке я тоже готова говорить бесконечно. Но не буду.

Мои любимые Берлиоз и Бездомный - выпимши теплой абрикосовой газировки и икающие на Московской жаре на Патриарших. ( О, эти патриаршие - после этой книги слово стало нарицательным в моей голове и закрепилось где-то на подкорке.) Берлиоз - редактор толстого литературного (советского, что немаловажно) журнала - в моей голове имеет ничем не примечательную внешность, а вот Бездомный очень похож на того чувака из Деревни дураков, с оранжевой бомбошкой, который пришел к усатому и трясет бутылкой муншайна и вращает бомбошку на шапочке. Вот Бездомный такой же, глуповатого вида (хоть и написал поэму про отвратного Иисуса), в широких штанах, огромных ботинках и в шапочке. Не знаю почему.

Первая глава, мне кажется, самая гениальная в книге. Дьявол заходит с вопроса о том, верят ли наши герои в бога. И это круто. Прям настолько же парадоксально как и советский поэт сочинивший поэму про Иисуса. Дьявол уговаривает Бездомного и Берлиоза, мол, бог то существует, и Иисус тоже, и доказательства есть. И даже рассказывает им очень классную историю про прокуратора Понтия Пилата, но они все равно не верят. Значит ли это, что бог рассердился на Москву, раскалил ее жарой, и отправил туда дьявола веселиться? Думаю, да.
Мне прямо невероятно нравится эта мизансцена вместе с витающим над всем авторским цинизмом (или иронией?).
Ну а потом - самое крутое - Воланд говорит, что Берлиоз умрет, более того, голову ему отрежет советская комсомолка! Как это круто звучит, нет? И нагоняет такой голливудской атмосферы фильмов ужасов, мол, вот щас начнется жара.
Ну а дальше, Воланд говорит всем известные факты, ибо даже если не читали ни Мастера ни Маргариты, то с Аннушкой то знаком каждый уважающий себя человек, а про то, что она разлила масло, знает даже ребенок.

Примечательно, что в отличие (или в сходстве) от первой главы, Воланд начинает разговор с вопроса о том, есть ли дьявол по мнению Бездомного и Берлиоза, и конечно же, слышит как и полагается - нет. Опять же крутой очередной парадокс, показанный Булгаковым: могущественный дьявол спрашивает обычных людей, существует ли он (тот что перед ними во плоти), и оказывается, что нет. А он им вообще-то рассказал очень большую тайну, что он сам присутствовал на суде Иешуа, и передал им обо всех интимных подробностях.
Дьявол, как и каждый из нас в подобной ситуации, обиделся, и далее в красочных красках, по-моему гораздо ярче, чем можно показать картинкой, мы видим подскальзывание, трамвай, глаза комсомолки и саму голову, уже отдельно от туловища. Шикарная сцена, прямо люблю ее. Перечитала еще раз. Все-таки Булгаков очень хорош в описании момента.

Глава Погоня.
Вся глава о сверкающих пятках Воланда и его шайки и о надвигающейся предсказанной Воландом шизофрении Бездомного.
Как и любой паникующий человек, он сам выставляет себя сумасшедшим, метаясь туда и сюда по Москве и даже заныривая в реку. После такого от психушки его уже ничто не спасет.
Не могу отделаться от этой картины, как полусумасшедший Бездомный несется в одних кальсонах по жаркой Москве "к Грибоедову" (после чего мы должны смутиться, если читаем книгу в первый раз) на заседание, на котором должен был председательствовать Берлиоз.
В то же самое время мы наблюдаем жаркую и такую домашнюю Москву (после которой я, неживши в ней, знаю ее как свой дом). А еще нам представляют кота Бегемота, в детстве очень любимого мной персонажа.
После этих глав создается впечатление, что представление только начинается. И хочется скорее читать дальше
Мне очень понравилось в Грибоедове. Вот если бы родилась в те времена, обязятельно бы вступила в МОССОЛИТ, чтобы проводить долгие вечера в Грибоедове. И чтобы дома не готовить, и обедала бы и ужинала бы в их шикарном ресторане. Да просто слюни потекли от "порционных судачков а натюрель"! Какие они прекрасные! И всего за 5.50! А куриные котлеты "деволяй"? xD
Самое классное, что заседание литераторов назначено на 10 вечера, что как-бы подчеркивает, что литераторы просто обожают свою работу.
Так же, пока они безнадежно ждут Берлиоза, всплывает знаменитый булгаковский квартирный вопрос, когда обсуждают, что дач построили дай бог сотню, а членов клуба больше трех тысяч. Мне кажется, что Булгакова беспокоил квартирный вопрос как явление. Все-таки хорошо, что прожил не в иммиграции, и вроде даже не сидел. Имел, так сказать, возможность классно писать о таких явлениях.

Булгаков - мастер крутых начал глав. Вот эта глава начинается с лихо описанного похмелья Стёпы Лиходеева:

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» – Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану».

Просто гениально, глава начинается с такой вот маленькой классности, которая вроде бы и не имеет отношения к сюжету, а придает книге такого шарма!
Да, про объяснение исчезновений арестованных людей магией - очень очень смешно, тоже не поняла этого в детстве. Думала, что Анна Францевна просто скрытая богачка, драгоценности которой все ищут, а оказалось, что просто деньги у нее царской чеканки!
Воланд представляется профессором черной магии, охмуряет Стёпу холодной водкой и заключает контракт на представление в местном варьете. Тут явно Воланд начинает входить во вкус и веселиться по полной, а Степа оказывается в любимой Чеховым Ялте.
Параллельно сюжет развивается вокруг неудачливого Бездомного в психушке, который все усугубляет и усугубляет свое положение, что закономерно. Интересно, что психушка описана очень богато, прямо шикарно, и медсестра говорит, что у них бывают интуристы. К чему бы это? Зачем интуристы в психушку?
Бездомный никак не может забыть Понтия Пилата, постоянно его вспоминая, и сравнивая с главврачом. А главврача называют профессором, что является отсылкой к Воланду - профессору черной магии. И глава называется Поединок между поэтом и профессором, что сначала воспринимается как между Бездомным и Воландом, а оказывается между Бездомным и врачом... опять каламбур, опять классность.

В этой главе показаны первые реальные жертвы банды Воланда, и на передний план выходит кот (имени которого мы, кажется, еще не слышали) и переводчик иностранца-профессора - Коровьев. Все тот же квартирный вопрос висит в жарком московском воздухе, а именно квартира убитого Берлиоза и Степана Лиходеева, которого профессор черной магии переместил в Ялту. Забавно, какая охота шла на любой клочок освободившейся жилплощади в те времена. И, если честно, страшно представить, что коммуналки, начатые в те времена, существуют и поныне. Брр...
Булгаков, кажется, по полной высмеивает советский союз, и в следующей части главы Коровьев лихо подставляет Никанора Ивановича, председателя тсж, позвоня потом в милицию и наябедничав.
Тем самым мы имеем: доносы и спекуляцию валютой - основные статьи посадок в те времена)
Ну а Лиходеев находится в Ялте, сумасшествие продолжается, и классно (но бессмысленно) показаны мгновенные телеграммы - молнии. Телеграммы вообще, странная вещь. Непонятно зачем они есть и сегодня, когда человеку можно просто позвонить. А тем более "молнии", которые доставляются быстро. И все это на фоне того как Коровьеву быстро, буквально за секунду, удалось доложить на Босого в милицию по тому же телефону.
Моя любимая глава про черную магию и ее разоблачения! И вот опять Булгаков дурит читателя, а Воланд дурит зрителя! Что мы (и зрители, а мы в даном случае и есть зрители, пришедшие на представление) видим, читая название "Черная магия и ее разоблачение"? мы, конечно же, думаем, что на представление (в главе) будет показана черная магия, а потом "фокусы" с применением черной магии разоблачат, то есть раскроют нам тайну. червонцы исчезнут, одноколесный велосипед окажется едущим по рельсу, а к шарику, висящему в воздухе была привязана нитка. Но нет! Опять обман, опять загадка. Булгаков и Воланд имели в виду, что черную магию (а она совсем настоящая, червонцы ведь никуда не исчезли!) можно применить чтобы публично разоблачать высокопоставленных зрителей. Что шайка Воланда успешно и делает. Непонятно, почему зрители остались недовольны, негодует Булгаков, - за что уплочено, то и получено.
А в своей речи Воланд опять смеется над советским союзом, он спрашивает, насколько изменился человек внутри, подразумевая, что снаружи он изменился очень сильно (царская власть в минусе, коммунизм набирает обороты), а внутри так и остался мещанином, с ушлой душенкой, зыркающим по сторонам в поисках добра, оставленного без присмотра.
В главе 13 мы узнаем историю Мастера, по сути ключевую историю книги, историю прекрасной любви, но узнаем ее от сумасшедшего (явившегося Бездомному в полубреду), рассказывающего ее другому сумасшедшему. Наверное, читая книгу первый раз, можно подумать, что эта история - неправда, потому что она перемешана с Понтием Пилатом и Воландом (имя которого наконец вспоминает Бездомный), с уверением, что все правда о Воланде, и о завтраке с Кантом, и о секретном нахождении на суде у Иешуа.
Но что может быть вполне правдивым зерном в истории Мастера, так это его искренняя и наивная любовь к Маргарите. Она так прекрасна, что Мастер даже забыл имя своей жены.

В главе Слава петуху всё же выясняется, что магия была магией со сроком годности, и все дамы остались без платьев. Теперь надо искать виноватого, но не в какие рамки закона этот поиск не подподает. У Римского голова и так забита исчезновением Лиходеева, а тут ему еще насыпали проблем на голову. Когда Варенуха рассказывал Римскому про якобы скандалы с Лиходеевым в московской Ялте, меня пробрала жуть. Представила себе, как сцену из фильма ужасов, кто-то , которого ты очень хорошо знаешь, вдруг начинает говорить тебе странные вещи, а еще сидит далеко от тебя в креслле, не отбрасывая тени. Мне кажется, Булгакову самому так понравилась эта сцена (может быть даже чуть больше, чем мне), что он не знал, как ее закончить, поэтому пришлось спасаться классическими тремя криками петуха, которые провозглашают рассвет и прогоняют нечисть.
Супершикарный сон приснился Никанору Ивановичу, очень похожий на мои сны, когда ты стоишь перед большой аудиторией и надо сделать что-то прям совсем позорное (ну или как показывают в фильмах, на тебе нет штанов, разные вариации). Тут речь шла про валюту! В который раз и опять! И еще дальше будет. У Булгакова тема денег - российских или иностранных - прямо не заканчивается, проходит через весь роман. Тут появляются червонцы, которые Воланд кидал в зал на представлении, и опять кто-то подставляется с валютой, вместо рублей. И буфетчик пытается вернуть якобы недостачу образованную "бумажками от нарзана", в которые превратились Воландовские червонцы. И все деньги деньги деньги, жилплощадь, опять деньги. Бо - же - мой ! Прямо с ума хочется сойти. Да тут все и сошли похоже.
И тут выясняется, что Маргарита - это почти я. И вот первый раз я такое осознала и прям не знаю, что с этим делать. Ей 30 (как мне), без детей (как я), материальная раскованность присутствует (ну на нее мне разве что работать надо, а так то же самое), и уставшие глаза. Да ну блин, думает она так же как я. Хочет быть хорошей, хочет обидеть по минимуму людей. Что она ищет? Что ищу я? Чего она хочет от жизни? Чего хочу я? КРЕМА АЗАЗЕЛЛО ОНА ХОЧЕТ ! И Я!
Вот честно, без всякого бы мастера улетела на бал сатаны плясать, на конец света танцевать на могилах. No questions asked.
А еще Азазелло сказал Маргарите на лавочке, что ни одна душа не узнает, что она будет посещать иностранца! Это значит, что все, кто приедет к Сатане на бал, продали свои души!

Прочь из моей головы над Москвой на метле,
Через тернии к звездам, с буквой «У» в левом верхнем углу
В треугольнике
Равностороннем на заднем стекле.

Прочь из моей головы, оборвав провода,
Спутав карты, фигуры сметая с доски,
Разбивая шлагбаумы на полном ходу,
Оставляя разрушенными города.



Отрывок из песни сплина "Прочь из моей головы" о Маргарите и главе Полет. Одна из моих любимых глав. Одна из моих любимых песен Сплина. Одна из объективно лучших песен Сплина. Вот как так можно: помнить главы из книги, которую читала в детстве? Я уже забыла о чем был детектив, который прочла пару дней назад, а главу "Полет" с прекрасной ночной Москвой и на полную развернувшейся чертовщинкой - помню как свои пять пальцев. Круто, что Маргарите, катаясь на метле, приходится учиться управлять метлой, хотя, казалось бы, дьявольщина - она и есть дьявольщина, а учиться все равно надо)

По балу сатаны много вопросов.
1. Почему Маргарита - родственница королевы Марго?
2. Почему каждому умершему надо уделить внимание? Это такие же правила нечисти как и тройной крик петуха?
3. Не вопрос, но всё же. Глава очень напомнила часть "Ад" божественной комедии, где перечислялись все селебрити, попавшие туда. Только у Булгакова никто особенно не мучается на балу.
4. Зачем вообще ежегодный бал сатане? чтобы повидать всех грешников в каждом городе?

Глава про извлечение мастера - самая крутая. Конечно же диалогами Сатаны и Маргариты, и тем, что Маргарита повела себя как типичная правильная принцесса из мифов, не просила ничего у всемогущего. Хотя, с высказыванием Булгакова про то что у богатых просить ничего не надо, они сами все дадут - я не согласна в корне. Богатые зачастую не видят того, как живут обычные люди, и их надо иногда насильно окунать головой в эту жизнь. Но Воланд не из таких. Он всё видит и все знает.

– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!


И тут идет в ход моя невероятная теория об Аннушке-Чуме (спойлер: в конце она оказалась неверна)! Аннушка живетпо случайности в доме Берлиоза, она неизвестно на какие средства существует, и неизвестно чем занимается. Видят ее в разных местах с емкостями, заполненными жидкостями.

Что мы можем о ней предположить?

(а) Аннушка - смерть - раб сатаны
(б) Аннушка - чума - четвертый всадник апокалипсиса.

Поддержка плана (а). Подковка, которую отдал Воланд Маргарите предназначалась Аннушке, как плата Смерти за убийство Мастера и Маргариты. Аннушка уже все знала, она шла по лестнице с бидоном, чтобы разлить, убить и получить подковку. Зачем? Да потому что Мастер и Маргарита слишком много получили от Сатаны, а этого нельзя допускать. Поэтому изначальный план сатаны был - обмануть Мастера, украсть его роман и убить их обоих. Аннушка отвлеклась (как это часто бывает со Смертью) на людей выходящих в окно и забыла убить Мастера и Маргариту.

Поддержка плана (б): Почему то у Воланда всего три спутника. Хотя должно быть четыре всадника апокалипсиса. Зато есть странная Аннушка-чума. Которая делает всю грязную работу. Аннушка - чума - четвертый спутник Дьявола.
Понтия Пилата, конечно, очень жаль. Раньше я его за персонажа то не считала полноценного, а при этом прочтении он открылся как самый прекрасно думающий человек. Вот, наверное, я даже с ним себя больше ассоциировать стала , чем с Маргаритой. Он понял, что спасения от этой жизни нет, деваться некуда, что он трус, сделать ничего нормалььного не смог. И решил, что помирать, так с музыкой
Последние четыре главы, как мне показалось, такое милое послесловие. Булгакову так понравились созданные им персонажи - и жители Москвы, и шайка Воланда - что он решил не расставаться с ними еще не много и рассказал нам их похождения и судьбы. А точнее массовую охоту на ведьм (читай грешников) Азазелло и Бегемота, которые просто шли и сжигали до тла все декорации. Представьте себе, спектакль закончился, свет погас, а зрителям в зале так понравилось, что никто не хочет уходить, и вот , актеры в костюмах и образах персонажей выходят на сцену убирать мерч. Вот такие примерно ощущения. Слезы немножко даже потекли.

Но основное, что оставил Булгаков как раз совсем на самый конец - это судьбу Мастера и Маргариты. А точнее - бог решил, что они прожили достаточно и им пора уходить.... в ад? ... нет, на покой. Что значит покой Булгаков так и не рассказывает. Но как то вот так понятно, что Булгаков имеет в виду, что вы тут в москве уже натворили делов, и все равно все безбожники, окажетесь в аду. Сгорите. А Мастер и Маргарита тоже грешники, но они наработали, и могут уйти красиво.
Азазелло устраивает красивый уход, положив яд в бутылочку шато-манто-времен-понтия-пилата, и парочка успешно возносится к дьяволу. Как. Это. Прекрасно. Как Булгаков смог показать насколько вера в бога неоднозначна и насколько по разному ее можно интерпретировать.
Весь роман построен как пляска нечисти, единственное более или менее светлое пятно - это казнь Иешуа. Да и то, какое же оно светлое? Все всё делают так, чтобы Иешуа казнили, хотя сто раз можно было бы отменить.
Жалко только одного Понтия Пилата. Он, конечно, трус, но, мне кажется, у него единственного в книге правильная мотивация.

Комментарии


Спасибо за отзыв.
Мне очень понравилась Ваша мысль об Аннушке– смерти и о четырёх всадниках Апокалипсиса (хотя в данном случае, эти всадники, скорее просто спутники).
Интересно, что и Пилат — всадник :-)
Но Пилат спутником Воланда всё же не стал, несмотря на самый страшный грех —трусость, и несмотря на последствия греха – казнь Иешуа.
Пилата, наверное, спасло раскаяние.
Которое, как известно, спасает от всех грехов. Пилат получил прощение после отбытия наказания, так как раскаялся.
В отличие от Иуды, о посмертной участи которого даже не упоминается.
Про Ваш вопрос о родстве Маргариты и королевы Марго.
Здесь по сюжету Воланд приглашает в качестве хозяек бала всегда Маргарит. Так повелось с Маргариты из Фауста.
(Булгаков не стал изменять литературной традиции при выборе имени героини.) Поэтому читатель может сам подумать над подходящими Маргаритами, например, королевой Марго.
Вопрос неожиданного кровного родства здесь просто упоминается писателем как жизненное наблюдение (которых в романе много в виде известных ремарок).
В этом отрывке пришлось вполне кстати вставить ремарку о причудливости кровного родства, так как Маргарита сразу становится не только королевой бала, но и королевой по крови. Удачная писательская игра.
Хотя метафора крови проходит через весь роман (плащ с кровавым подбоем, купания в ванне с кровью и т.п.).
То есть, тема крови в романе для писателя не случайна и над ней стоит подумать.
Тема, которую Вы не затронули — власть и насилие, одна из главных в романе.
Иешуа против насилия. Пилат понимает это, хотя сам олицетворяет насильственную власть.
Дело не в страхе Пилата отказаться от карьеры (у него есть деньги и имение, он бы с удовольствием удалился на покой и вел беседы с Иешуа).
Дело в страхе Пилата перед насилием и произволом со стороны кесаря и возможности оказаться обвиненным в измене и казненным как Иешуа.
Мастер страдает от насильственной власти (не может издать роман и жить на заработанные средства, не может заботиться о любимую женщине, иметь читателей). Кроме того, постоянный страх за жизнь в условиях тирании приводит многих чувствующих и думающих людей, которые не хотят расстаться со здоровыми ценностями и с чувствами (с человечностью) в психушку.
Мне кажется, очень точно описано всё, что происходило с Булгаковым.
Булгаков не покончил с собой после травли и угрозы ареста из-за звонка Джугашвили, который не хотел, чтобы Булгаков застрелился как Маяковский, так как надеялся, что писатель что-нибудь, талантливо возвеличивающее власть.
Какое же величие, если о тебе не написал хороший писатель.
Джугашвили вновь разрешил пьесы Булгакова к постановке, то есть вернул источник дохода. Любовь Маргариты поддержала Мастера и спасла.
Хорошо показаны страдания человека при тирании, как тирания калечит людей.
Однако, я не согласна с Булгаковым, что любая власть есть насилие над человеком.
Власть создана Богом для того, чтобы проявлять любовь и заботу, например, власть родителя над ребенком. Власть — это здоровая вещь, когда она признается добровольно обеими сторонами отношений и служит благу.
Когда власть становится инструментом насилия в руках нездоровых людей, одержимых собственным эго, это уже не власть, а извращение её естественной природы.


Мне тоже показалось, что что последние главы – это желание писателя ещё немного пожить с героями и с романом.