Больше рецензий

innuendo689908

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июля 2021 г. 00:32

700

3 Спойлер Каупервуд. Жизнь в материальном мире

Размышления о романах "Финансист", "Титан", "Стоик"

Долгое время моё отношение к "Трилогии желания" было двойственным. С одной стороны – любопытно, что там, с другой – объём, малознакомая мне тема финансов и опыт чтения Драйзера меня отпугивали. Когда-то я осилил «Американскую трагедию», и по мере чтения меня ужасно раздражал главный герой (которому вроде бы положено сочувствовать). Занудное морализаторство автора раздражало не меньше. Но в этот раз я всё же решил что для неспешного чтения по вечерам романы Драйзера будут очень кстати. В результате «Финансист» тянулся долго, плавно переходя в «Титана», а «Стоик» улетел за три дня.

Фрэнка Алджернона Каупервуда, главного героя всех романов трилогии, не отнесёшь к положительным персонажам. Особого сочувствия он не вызывает. Но не вызывает и жалости. Наоборот, с самого начала становится понятно, что этот прыткий малый своего не упустит и не остановится ни перед чем ради достижения целей. Собственно, им и движет прежде всего удовлетворение собственных желаний, такая уж эгоистичная цель у старины Фрэнка. Отсюда и название трилогии.

На протяжении трёх романов мы видим, как Каупервуд из мальчика на побегушках стремительно превращается в финансового воротилу, который неизменно настраивает против себя истеблишмент, бьётся за свои деньги и влияние, падает, поднимается и покоряет новые вершины. Фрэнк выглядит этаким языческим богом-олимпийцем, Зевсом индустриальной эпохи… И здесь очень уместна будет старая шутка о том, что в древнегреческих мифах большинство проблем порождается чрезмерным любвеобилием Зевса. Так и Каупервуд: слабость к женскому полу становится едва ли не единственным уязвимым местом героя (или антигероя, кому что ближе) и приносит ему неприязнь высшего общества что в Филадельфии, что в Чикаго, два несчастливых брака и имиджевые потери. Поначалу его аморальность выглядит особой фишкой: так или иначе аморальны все, за многими героями этих романов водятся грешки, но Каупервуд, в отличие от своих визави по крайней мере не выглядит ханжой и не скрывает, что живёт так, как ему хочется. Однако чем дальше, тем меньше от отличим от прочих дельцов, когда раз за разом во имя дела Фрэнк вынужден притворяться любящим мужем, щедрым меценатом и так далее.

Был ещё один момент, на который удалось обратить внимание. Многие герои трилогии, в первую очередь сам Фрэнк Каупервуд, проявляют интерес к искусству, коллекционируют картины выдающихся мастеров… Каупервуд строит особняки в соответствии с модными архитектурными веяниями, а Драйзер подробно описывает все эти балкончики, карнизы, окна и так далее. Но мы совершенно не видим и не понимаем, какой след оставляют эти достойные увлечения в сердцах героев, служат ли они им духовной пищей. Не видно этого ни в речи людей, ни в их поступках, ни в характерном для Драйзера пространном и архаичном описании мыслей и чувств героев. Да, Драйзер любит рассказывать, а не показывать, но на сей раз он этого не делает. И, думаю, неспроста. Получается, Каупервуд стремится к деньгам и влиянию, его жена Эйлин – к признанию в обществе, оба окружают себя блеском и мишурой, а внутри по-прежнему – пустота. Каупервуда ведут лишь его желания, он быстро забывает про ненужных ему людей. И всё ради чего? Что оставит он после себя? Деньги, дворцы, великие солотые горы, нажитые непосильным трудом, на глазах у изумлённой публики почти мгновенно превращаются в пыль.

Sic transit gloria mundi.