Больше рецензий

CoffeeT

Эксперт

Чемпион России 2017 по критике

13 июля 2021 г. 16:12

5K

4 Ведь есть и другие миры, кроме этого

Жизнь постоянно подкидывает нам пищу для размышлений. Ставит нас перед великими и не очень выборами бытия. Дает нам шанс нового, дивного, эмпиристического познания. Предлагает варианты, как попасть в вечность или в ворота сборной Англии в серии пенальти на чемпионате Европы. Все это здесь, все это рядом, стоит только протянуть свою потную от этой ужасной жары ладошку и ухватить эту неведомую жар-птицу за хвост. Just do it, как говорил один из самых важных философов нашего века Шайа Лабаф. Никто не останется в стороне. Нужно лишь набраться смелости и храбрости, открыть свой разум, поглубже вдохнуть и…

Вот вы уже сидите в космическом корабле, а механический голос в вашем гермошлеме отсчитывает последние секунды перед запуском главных двигателей. Под вами – выжженная многочисленными запусками земля Казахстана, а сверху – таинственное и пугающее ничто. Все ваше тело трясется, и непонятно, то ли это вибрации от ракеты-носителя, то ли тремор от страха познать что-то неизведанное. И ладно, вы человек, а представьте, что вы беспородная самка светлого окраса, а на дворе позднее лето 1960 года? Да если бы рядом не сидела еще одна беспородная самка светлого окраса, я бы совершенно точно заскулил, закрыл глаза и бесповоротно отдал свою судьбу в руки собачьего Бога. Невозможная ответственность перед миром, маленький кусь для инструктора Толи, большой кусь для всего человечества.

Ровно такие же, вот я вам честно говорю, абсолютно идентичные эмоции я испытывал, когда вставлял в свои ушные раковины наушники и запускал свою первую аудиокнигу. Я отправлялся в неизведанное. Я словно Васко да Гама, задумчиво глядящий на свою астролябию, готовился совершить одно из важнейших открытий в своей жизни. Первый раз мне будут читать книгу, чей-то голос будет мне открывать двери познания, а я, ничтоже семенящееся, буду в эти двери заходить. И да, это не какой-то там суборбитальный полет всего на 80 км от нашей бренной земли. Это гораздо более serious материи. Это Сюзанна Кларк, это “Пиранези», это орбита Меркурия. И пускай я не беспородная самка, хоть и светлого окраса, трепещи космос, я нажал кнопочку play.

Но вернемся теперь немного назад, в прошлое. На дворе осень 2015 года, мы все такие юные и беззаботные, трава везде зеленее, вкус пармезана на устах еще не забылся, в кино показывают «Экстаз» Гаспара Ноэ, где в формате 3D можно крупно и четко (и трехмерно, да) увидеть мужской, так сказать, φαλλός. Я, как и многие другие, еще даже не знаю, в какую безумную и опасную авантюру я отправлюсь жарким летом 2021 года. Я в меру молод и, к счастью, как и сейчас, очень люблю читать. В мои руки попадает огромный белый том с очень плохой бумагой и чарующим названием. «Джонатан Стрендж и мистер Норелл». Нил Гейман, человек, у которого есть черный пояс в жанре литературной сказки, говорит, что это «лучший представитель этого жанра на английском языке за последние 70 лет innit». А раз Нил Гейман говорит, то значит нужно прыгать в этот темный колодец. Только аккуратно, там же глубоко. Но я-то не знал, я махнул, а потом летел долгий месяц, иногда плача по вечерам в душе. Ни до, ни после я не встречался с такой, не побоюсь этого слова, психически ненормальной проработкой романа. Даже Янагихара в своем романе «Люди среди деревьев» так далеко не зашла (хотя зашла она очень далеко, если понимаете, о чем я). Сюзанне Кларк удалось не просто создать достоверный литературный мир с интересными героями, о нет, она просто создала другой мир. Мир магии и волшебников начала XIX века. Мир настолько естественный и настоящий, что десятки тысяч человек, а может и сотни тысяч – все они поверили, что в начале прошлого века в Англии были волшебники. И я говорю не про тех людей, кто верит, что земля плоская, я говорю про уважаемых ученых людей, чья уверенность в отсутствии всей этой ворожбы была основательно подорвана. Конечно, все они сказали «да, это замечательная книга, очень достоверно», но поверьте, каждый второй потом из них пришел домой, нашел фотографию школьной любви, рассыпал вокруг нее 13 трупиков средиземноморских мух, один спелый баклажан и зажег свечку с ароматом ванили. Я сам лично такое видел. А все это благодаря Сюзанне Кларк.

Дальше у нас более интересный сдвиг по времени. Для меня и для вас прошло всего 6 лет с описываемого выше момента до нажатия кнопочки play в моих наушниках. А для уроженки Ноттингема прошло ровно на 10 лет больше. Шестнадцать лет (16) – именно столько, не завидуй Донна Тартт, прошло с выхода «Джонатана Стренджа и мистера Норелла» до момента выхода второго романа Сюзанны Кларк. За прошедшее время огромное количество студий попыталось превратить гениальный дебютный роман писательницы в киноадаптацию. «Магия кино», вы наверняка не раз слышали такое. Нет, вообще не сработало. Для полного метра никому не хватило мух и баклажанов, а вышедший в 2015 году мини-сериал был беззуб и лишен ощущения соприкосновения с волшебством, которая подарила книга. Чем занималась Сюзанна Кларк, честно говоря, я не знаю, наверное, искала свои способы отправиться в космос. И наверняка перепробовала не один. Но, так или иначе, только в 2020 году (носите маски), а для меня в 2021 году (носите маски), на свет скромно появился второй роман британского автора. «Пиранези». Очень классное название. А вы обложку видели? Звоните в полицию обложек, слишком красивая. И вот, наша гравитационная сингулярность наконец-то схлопнулась в одной точке. 1960, 2006 и 2021 год слились воедино, я еще раз побывал в теле беспородной самки, краешком глаза посмотрел на хулиганства Гаспара Ноэ и опять нажал на кнопку play. Сколько можно уже на нее жать то, включайся давай!

Для первой части романа, а вы же помните, что это мой дебют в аудиокнигах, я выбрал парочку легких вечерних пробежек. Пожалел достаточно быстро. Попытка отключить сознание и погрузиться в сотни огромных, полузатопленных залов, где бродит некий Пиранези и разговаривает с птицами, не получилась. То есть, нет, начало «Пиранези» способно заинтриговать кого угодно, некая тревожная тайна с первых страниц ложится на ваши плечи. Но бег, на мой вкус, не очень подходит для тревожных тайн. Какой-то он суетливый для этого, нужно две конечности постоянно передвигать по земле, да еще и быстро. Не знаю, меня вся эта физкультура очень быстро стала сильно отвлекать от размеренного темпа произведения, и я быстро сдался. Ну и часть правды конечно в том, что я так громко выплевываю легкие после полутора километров, что не слышу голоса в своих ушных раковинах. Что поделать, сейчас уже не 1960 год, и у меня всего 2 лапы, а не четыре.

Тактика была мгновенно скорректирована. Как и сумрачные гении советских НИИ, я провел тщательный разбор ситуации и изменил процесс прослушивания аудиокниги. Уже на следующий вечер я включил ее на колонке и тихонечко лег рядом с ней. У Пиранези случился какой-то интересный и опять очень тревожный диалог с неким Другим. Кто они? Почему их только двое и где, черт возьми, они находятся. И вы не поверите, но аудиокнига была прослушана до конца, все оставшиеся 6 часов! Правда, 8 из этих 6 часов я спал. Ну что поделать, если даже на скорости 1.5 у чтеца такой приятный, убаюкивающий голос. Будем считать, что этот космический старт был отменен, никто не пострадал. Алиса, все, выключись!

Что ж, я и не думал, что будет так сложно. Во-первых, сама книга. Понять, что происходит в первых 1-3 главах – решительно невозможно, даже если вы с Юпитера и умеете видеть будущее. При этом все так интересно. Но непонятно. И очень-очень-очень тревожно. Какая-то неприятная, зудящая тайна, трюк фокусника, чья механика вроде бы и понятна, но в конце ты все равно сидишь с открытым ртом. Сюзанна Кларк справляется с этим нагнетанием очень искусно, имея всего двух персонажей (двух ли?). Что ж, «Пиранези», ладно. Третий этап прослушивания я решил сделать максимально сосредоточенным. Я надел наушники, вышел из дома и пошел в самый дальний магазин, который я знаю, в котором есть крыжовник (я люблю крыжовник). Пошел тихими ховринскими дворами, в которые даже хулиганам местным тревожно заходить. И что думаете? Спустя всего 20 минут мне пришлось сесть на лавочке рядом с детской площадкой, потому что Пиранези начал перечислять список неких предметов, который ему дал Другой для похода в дальние залы (там точно есть секрет, подумал я). И опять я впал в некий транс, вызванный максимальной концентрацией внимания. Спустя полчаса из него меня вывели неодобрительные взгляды местных мам, которым не очень понравился крупный, потный мужчина, сидящий рядом с их детьми и глядящий стеклянным взглядом в пустоту. И я их хорошо понимаю. В мыслях промелькнуло, может мне встать и честно сказать, что я не могу запомнить все эти даты в дневнике Пиранези, когда в западные залы прилетел альбатрос. А вдруг это важно? Хватило ума просто тихонечко встать и уйти. Прошел еще час, я бродил по району. Крыжовник в магазине кончился, как и первая половина книги.

Затем я взял паузу и слабодушно кинулся читать рецензии. На русском, на английском, на польском – божечки-кошечки, ну кто-нибудь, ну помогите мне. Я ничего не понимаю, что происходит вообще в этой книге. Подсказок я никаких не нашел, как будто существует какой-то орден, защищающий секреты и тайны творчества Сюзанны Кларк. Хм, Сюзанна Кларк? Может ей на Фэйсбуке написать, мол, Suzanna please help I don't understand ochen stradau ot etogo. Да нет, конечно, я ничего такого не сделал. Просто тихонечко поплакал в спальне и отложил на пару дней эту странную и, повторю в 17 раз, очень тревожную книгу. И да, чтобы хоть как-то себя всколыхнуть, я читал Стивена Кинга, старого-доброго, такого понятного старину Кинга. Ой, там у мужчины из попы какая-то слизь разумная вылезла, эх как приятно, как будто я дома опять.

Но вы же знаете, даже братья Райт довели свой первый полет до конца (они упали, да). Так вот и я, 11 июля 2021 года, уверенно надел наушники, взял пылесос, швабру и тряпочки и… Дослушал оставшиеся 3 часа книги (да, у меня относительно большая квартира и целых два балкона, а от кота много шерсти). В какие-то моменты я сидел на кровати в спальне, какие-то моменты сидел на бортике ванны. Я слушал очень внимательно. Я внимал, что же все-таки происходит в этой книге. На моем лице появилась легкая, блуждающая ухмылка. Так вот оно как. Вот оно каково познать секрет Сюзанны Кларк. И да, не судите меня строго, я все равно не понял больше половины, а в тот момент, когда один из героев начинает перечислять список книг, я просто честно открыл рот и громко закричал. И да, начиная примерно с середины произведения про сюжет уже ничего я вам сказать не могу. Не потому что его нет, а потому что впечатление от книги вам портить не хочется. И не говорите мне, что вы не заинтригованы. Даже мой кот вон сидит и смотрит. Он, кстати, мне приносит мух, которых лично умерщвляет. Я долго не понимал зачем, а теперь начал понимать чуточку лучше.

Так каким же он получился, новый роман Сюзанны Кларк и мой первый полет в литературный космос. Роман получился очень интересным, играющим на самых тоненьких струнах вашей души и разума. Будьте очень внимательны, если тоже решите использовать альтернативный способ чтения ушами. Я уверен, я очень много потерял от этого, но что уж поделать. Кто-то полетел в космос, но не вернулся. Эксперимент с аудиокнигой в целом считаю удачным, я смог 7 часов слушать кого-то кроме себя, это большой успех, как считают мои друзья. Опять же, я не уверен, что буду часто обращаться к такому методу, но, как говорится, you never know. И да, вам наверняка могло показаться, что я вам так много рассказал про космические полеты собак и так мало про книгу. И вы правы, про «Пиранези» очень много не расскажешь. Конечно, это уже не такое откровение как дебютный роман автора. И я, если честно, никогда не внесу их в свой список любимой литературы. Но что-то, конечно, в этом есть. Самое, наверное, главное – материальность миров, которые создает Сюзанна Кларк. Их можно пощупать руками и даже не нужно стараться в них поверить. Они существуют и так.

И, кстати, одна из беспородных самок светлого окраса, вернувшись из космоса, родила шестерых щенят. То есть, это единственная собака, которая была в космосе и стала многодетной матерью. И она собака, напомню. И вы правда думаете, что у вас есть какие-то оправдания? Их нет.

Читайте хорошие книги, думайте и мечтайте о большом.

Ваш CoffeeT

Комментарии


Все: хотим экранизацию книги!

Я: хочу экранизацию рецензии на книгу!


Спасибо большое)


До слёз просто (я на этапе малодушного чтения рецензий) 


Надеюсь, что это комплимент)


Восхитительная рецензия, ничего не скажешь)

большое спасибо)