Больше рецензий
7 июля 2021 г. 21:16
1K
4.5 «Брачный период»
РецензияНе ходите, девки, замуж... а то, с вероятностью в 80%, избранник ваш окажется дураком, гулякой, пьяницей или абьюзером. Конечно, нельзя сказать, что эти 80% лиц мужского пола априори плохи. Наверняка, в эти восемь и нолик вошли и неплохие ребята, но статистика, увы, такая сука – по ней именно женщины чаще являются инициаторами развода, именно женщины, в основном, становятся жертвами домашнего насилия, именно женщины считаются незащищенной стороной в браке. Спасибо, сейчас можно хотя бы развестись, а раньше-то, в описываемые Сомерсетом Моэмом времена, с этим были проблемы – а так вообще можно? а что обо мне скажут? Даже теперь аргумент «лучше замужем, чем без мужа, буду терпеть» работает, разрушая жизни не только взрослых, но и их детей.
Моэм, к слову, затронул интересную и актуальную во все времена тему – неравенство умственное. Мужчины чаще смиряются с тем, что супруга не вышла умом (хотя... не изменилось ли и это с наступлением «новой этики»?). Просто во все времена (?) считалось, что ум женщине не очень-то и нужен, и муж должен быть умнее (образованнее, начитаннее) жены. Но каково умной, тонко чувствующей женщине, с ее хорошо развитым абстрактным интеллектом, быть замужем за ограниченным... хуже – примитивным мужчиной? Нынче это встречается довольно часто (не мое мнение, так же российская статистика): так, в России женщины активнее учатся, чаще получают доп.образование и изучают новые предметы; именно женщины – основные потребители серьезной литературы, они же – основные посетители театров, музеев и консерваторий. Что, конечно, не значит, что всестороннее развитых мужчин и просто мужчин-эстетов/интеллектуалов не осталось. Просто у мужчины шанс найти себе интеллектуалку выше, в то время как далеко не каждая женщина может встретить равного себе по интеллектуальному уровню мужчину.
У Моэма умственное неравенство – главная причина несчастливого брака. Берта, его главная героиня, – личность чувствительная, может быть, даже излишне экзальтированная, но она – идеальная женщина для томного поэта эпохи довоенного модернизма. Она начитана, глубока, ее душа требует страсти физической и интеллектуальной. Но, увы, встречает она не Сашу Блока, а туповатого (но зато хорошо сложенного – животность в юности рулит!) Эдварда. Он удивительно бесстрастен. Этакое замечательно-прекрасное бревно. Берта, с наивностью ее лет, верит, что сможет пробудить в нем истинную страсть (ну он же говорит, что любит ее!), и настаивает на браке, несмотря на пропасть в общественном положении (аристократка и простой фермер – явный мезальянс). Дело, опять же, не в том, кто тут из благородных, а кто из бедных. Фермер с душой Есенина Берту бы устроил. Но нечувствительный, пошлый Эдвард?..
Любовь слепа. Кто-то умный в свое время сказал, что жениться нужно уже после того, как страсти поутихнут (спасибо современности за то, что секс перестал быть привилегией законного брака). Ибо Берту губит именно желание близости с возлюбленным, а без брака это было невозможно. Вот и пришлось бежать под венец! Стоило оно того? Скоро Берта понимает: нет, она страшно ошиблась! Страсть минула, а любовь – это чувство духовно близких людей. Между Бертой же и ее мужем лежит духовная пропасть. Ей нужны физические доказательства любви – он равнодушен. Она хочет приобщить его к искусству, открыть ему большой мир сложных понятий – он уверен, что все знает с рождения, учиться ему незачем, он же всегда прав. Она хочет быть равноправным участником отношений, он же в открытую ставит ее на один уровень с домашней скотиной (накормлена, гулять не просит – и хватит с нее). Какое тут может быть взаимопонимание?..
Наверное, и сейчас не каждая женщина сможет понять героиню Моэма. Хороший же муж ей попался! Не пьет, не бьет, не изменяет, работает, все в дом! Но, если так рассуждать, то мужчину мы тоже ставим на один уровень со скотиной. Деньги приносит? Не хамит? Значит, нужно брать/оставлять! Но мужчина, муж – это же не банкомат и не сексуальный агрегат, это живой человек, с которым поговорить хочется, которому хочется довериться, от которого ждешь душевной близости. Вот и думает Берта: а на кой он мне нужен, такой, он же мне чужой! Ее неплохо было бы свести с Уолтером из «Узорного покрова», вот он был бы как раз в ее вкусе – страстный интеллектуал, а Эдварду можно было бы отдать Китти. Но писатель жесток – как и жизнь.
Сам Моэм в этом романе очень хорош. Он явно вдохновлялся французами («Жизнью» Мопассана и «Госпожой Бовари»), но это не портит его работу, она психологически тонка и точна и заслуживает прочтения и спустя столетие. Читать стоит до вступления в брак – чтобы не забыть включить мозги перед заветным «да» в ЗАГСе.
Прочитано в рамках KillWish, Игры в классики и Собери их всех.
Комментарии
Даяна, значит ты скорее на стороне миссис,а не мистера?
А меня она раздражала, может я тоже немного бревно?:))
Имхо,во всем виновато безделье, героине просто нечем было заняться) Но были моменты,когда ее было очень жаль, конечно, что роды, что с деревьями
Очень интересная рецензия, особенно понравился союз Уолтера и Берты)
Правда в моем прочтении Моэм был не за мужа и не жену. Если можно поделюсь)
На мой взгляд, Моэм исследует влияние чувств на объективность, от того очень важно, чтобы Эдвард оставался максимально стабильным, так он из принца превращается в тупицу, а ведь он всегда один и тот же) Конечно, автор немного насмехается над тем, что она руководствуется исключительно чувством, а он практическим разумом.
Конечно, кто из нас не был влюблен и не идеализировал)
Вот такая позиция людей меня всегда изумляла..
Какое то тоталитарное обезличивание.
Ты хорошо подметила это. Да и многое в рецензии хорошо подмечено.
Ах, сколько тысячелетий этой прекраснодушной ошибке?
Галатея..
Галатей..)
Может потому любовь часто слепа, что мы сами.. тушим свет и она разбивает голову и сердце?
А про умственное неравенство ты права, ох как права..
Видел множество пар, где женщины гораздо более тонко чувствуют и рвутся душой к чему то новому и вечному, не желая закостенеть в сытости "счастья", и как им приходится мучительно прятать свои крылья, стыдится их и даже - резать.
Завидую твоему парню, Даян)
Спасибо за прекрасную рецензию)
Ну что поделать? Это скорее защитная реакция. У наших женщин заниженные требования - результат кровопролитных войн, много хороших мужчин погибло за нашу страну, а женщины хватались за каждого, лишь бы не остаться одинокой и без детей. Так и осталось это у нас, хотя много лет прошло с той же ВОВ. Все из стереотипа "на 10 девочек 9 ребят", "лучших мужчин еще в детском саду разбирают" и т.п. Тут хоть бы кого найти, хоть работящего и не пьющего, а что чужие друг другу... это уже в браке становится проблемой. Да и у мужчин так же - некоторые ищут просто красивую и веселую, а как у нее потом характер проявится, умна она или нет, не предаст ли в трудный час... "Все так сложно, все так просто".
Если мне повезет встретить страстного душой мужчину, с которым у меня возникнет симпатия и захочется с ним встречаться... ну, в этом случае я ему передам это ;)
А мне, наоборот, казалось, что если прочитать этот роман ДО 35 лет, то ни одна барышня замуж не выйдет. Правда, есть надежда, что некоторые не поймут. Или, скорее, не поверят.
Мне кажется, лучше уж не выйти, чем выйти сгоряча, не разобравшись в человеке, нарожать от него детей, а потом обнаружить, что он дурак и сволочь. Что, собственно, и случилось с гг у Моэма (кроме детей, гг еще повезло), то же было в "Узорном покрове".
выходить замуж нужно один раз, и так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" :))