Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

5 июля 2021 г. 00:53

959

4 Покидая Аргос

Читая современные романы эксплуатирующие античные сюжеты и мифы я всегда задаюсь вопросом зачем? Зачем условный автор проживающий на рубеже двадцатого - двадцать первого века обращается к наследию дохристианских культур? Что пытается найти модернизм, а после и постмодернизм в античной традиции? Некоторые авторы де деконструируют античность для наглядной демонстрации эволюции культурной парадигмы и размышлении о современности с нестандартных позиций. Это такие авторы как Джойс, Сартр, Камю, Апдайк, Фриш и еще многие прославленные творцы. Однако по пути деконструкции идут далеко ни все и некоторые ограничиваются другим классическим приемом из арсенала постмодернизма, рассказом классических сюжетов с позиции второстепенных персонажей. Из свежих примеров таких писателей сразу вспоминаются романы Мадлен Миллер которая через античные сюжеты изучает тему феминизма. И как оказалось у  Миллер все это время был прямо таким самых настоящий предшественник и идейный соратник в лице Клайва С. Льюиса адаптировавшего для собственных нужд миф об Амуре и Психее и рассказанный с точки зрения ее сводной сестры  Оруали . А теперь пришло время вернутся в самое начало и задать главный вопрос зачем?

Переходя непосредственно к ответу на поставленный вопрос прежде,  просто обязан отметить насколько лучше написан этот роман по сравнению со всеми теми типичными для Льюиса выходами из шкафа и путешествия голых мужиков по просторам вселенной. Не знаю уж насколько это заслуга Ильи Кормильцева, но роман элементарно приятно читать что в купе с интересным сюжетом оставляет после прочтения исключительно положительные впечатления.

Возвращаясь к вопросу о смысле обращения Льюиса к античному мифу о Психее, наверное самым очевидным ответом будет сказать что роман подобно «Цирцее» написан с целью воспеть и оправдать еще одного сильного женского персонажа. И действительно можно прочесть эту историю и с позиции феминизма, что совсем не будет лишено смысла. Ведь повествование ведется от лица Оруали престарелой правительницы вымышленного варварского государства Глом. Оруаль пишет мемуары призванные обличить несправедливость богов из которых мы и узнаем историю ее жизни. Повествование переноситься на много лет назад и читателя знакомят с основными действующими лицами. Жестоким отцом, правителем Оруаля, его дочерьми, безобразной, но смышлёной Оруаль, глупой, но красивой Редиваль и блаженной Психеей считающейся самой прекрасной девушкой во всем государстве. Рабом греком Лисом, философом и учителем девушек, отвечающем в романе за рационализм и атеистические воззрения. Начальником охраны Бардии стоящего на позициях верного долгу и религиозного человека. Поклоняются в Гломе классической для язычества богини матери Унгит, своеобразной смеси Афродиты и Иштар. Как и положено у Унгит есть жрецы, один из которых в определенный момент потребует принести Психею в жертву чудовищу обитающему в местных горах ради всеобщего благосостояния, что конечно по законам сюжета будет исполнено, после чего Оруаль отправиться за костями Психеи и обнаружит что та живет припеваючи в волшебном дворце, правда видимым только ей самой, хозяин которого стал мужем Психеи, но приходит к ней только по ночам под покровом темноты. Естественно у Оруаль зарождаются вполне понятные сомнения в правдивости происходящего подогреваемые с двух сторон Бардией и Лисом, что толкает Оруаль на решительные действия.

На некоторое время я бы хотел более пристально остановиться на фигуре Оруали, дело в том что как мне кажется совсем ненамеренно Льюис наделил главную героиню чрезвычайно характерными особенностями намекающими на расстройство гендерной самоидентификации . Вот несколько наиболее ярких примеров Оруаль до самой смерти останется девственницей, будет больше интересоваться военным делом и холодным оружием за долго до своего восхождения на трон, в ситуации оскорбленной чести Психеи она отправиться мстить обидчику принимая на себя роль одновременно отца и матери, да если быть до конца честным поведение предполагающее убийство субъекта со следующим за этим суицидом скорее походит на поведении отвергнутого любовника, чем старшей сестры.

Возвращавшемся к сюжету который в целом соответствует античному мифу. Амур гневается, Психея скитается, а повествование полностью сосредотачивается на истории целиком созданной самим Льюисом посвященной рассказу о восхождения на трон и годам царствования Оруали, и самым удивительным образом это оказывается лучшей частью книги. Наверное это уже возраст, но мне было намного интереснее читать про придворные интриги и управленческие решения по вопросам руководства государством, чем пересказ античного мифа. В финале первой части Оруаль заканчивает текст своего обвинения богам и наступает вторая часть которая делает вопрос зачем более не актуальным.

Осторожно дальнейший текст написан под большим влиянием старого беса Баламута и его племянника беса-искусителя  Гнусика.

Расходимся господа нас опять обманули. Шли мы значит в Элевсин а попали в Иудею, а это как известно, да простят меня все схоластики и неоплатоники, так себе маршрут. А я еще думаю когда этот старый телепроповедник начнет свою дидактическую лекцию. Дождался. а так ведь все хорошо начиналось ни львов огнегривых, ни коктейля гностической ереси пополам с идеями космизма и на тебе практически на последних страницах!

Значится вот как дело было живет такая значит себе престарелая любимая народом царица вся из себя такая гирл пауэер, чайлд фри, сидит богов, хулит чуть ли не средний палец в небо показывает. И надо же было такому случиться умер у царицы любимый военачальник и советник тут то у царицы чердак, то конкретно потек, а что старость не в радость. Тут то и превратилась бабушка в чокнутую старуху с идей фикс срочно покаяться ну или на худой конец в ближайшей речке утопиться. Вроде бы и успокоить хотелось бабушку, мол, так сказать вы мадам лучшее что случилось с этой страной за всю ее историю и как бы прецедентов порочащих ваше честное имя предоставлено не было. А бабка ни в какую, мол загубила я бедную Психеюшку, вроде бы только хотел возразить что бабушка собственными глазами видела что сестрица то ее богиней стала и все у нее оки чпоки, но бабка уже в такой астрал ушла что и не достучаться. Привиделось ей что судит ее высшая инстанция, да вот только тут такая оказия случилась, предъявили старушке первую статью «лучше смиренный грешник, чем гордый праведник», тут бы бабушке возразить что она популярного нового автора Платона только в руки взяла , что уж говорить о концепции катафатического богословия в христианстве, и вообще мы тут если вы внимания не обратили гигантскому камню и огромному женскому чреву поклоняемся, но куда уж там хотела бабушка каяться так получай по полной программе.

Вот как то так это и произошло и наверное не трудно догадаться что эта библейская история о смирении легко бы обошлась без всякого упоминания мифа о Психеи, а если быть до конца честным весь этот сюжет толком то и не работает. Потому как учить смирению через радикально положительного персонажа, единственной провинностью которого было только то что когда, то в молодости она настояла на своем. Если это только не урок того что для Б-га ты всегда будешь недостаточно хорош. Роман Льюиса это своеобразный антиэкзистенциализм, предлагающий вместо принятия ответственности и гордого взгляда за горизонт, покорность овцы.Может кто-то и является сторонником такого пути ждущего целую жизнь ради обретения своего лица, за секунду до смерти, но  иногда самым лучшим решением становиться  просто покинуть Аргос.

Комментарии


А вы читали Юнга и его последователей? Вот где "любители мифов" отрываются на всю катушку, пока родители на даче!!


Это так сказать было всеевропейское поветрие, призванное произвести великую переоценку ценностей согласно новой парадигме модерна, а позже и постмодерна. Но безусловно венский кружок наиболее значительно преуспел на этом поприще, породив совершенно разнообразные и порою антагонистические направления психоанализа и философии


Кстати

Роман Льюиса это своеобразный антиэкзистенциализм, предлагающий вместо принятия ответственности и гордого взгляда за горизонт, покорность овцы.Может кто-то и является сторонником такого пути ждущего целую жизнь ради обретения своего лица, за секунду до смерти, но иногда самым лучшим решением становиться просто покинуть Аргос.

А может в этом и есть смысл?)))


На самом деле я практически убежден что нет. Льюис это скорее адепт оккультного христианства больше тяготеющий к гностициму и неоплатоникам. И соответственно вчитывать в него в эксистенциализм в его модернисткой интерпретации, подразумевающей антирелигиозный дискурс и установка на сверхчеловеческое через принятие личной ответственности, мне представляется совсем не корректным