Больше рецензий

2 июля 2021 г. 22:55

662

4 «Аргонавты». Квирный текст Мэги Нельсон, способный заинтересовать каждого.

Новая книга Мэгги Нельсон «Аргонавты», как и большинство лицензий издательства «No Kidding Press» ожидаема и значима для квир-сообщества. Но и условным белым гетеросексуальным мужчинам не стоит проходить мимо. Ведь причисление «Аргонавтов» к важнейшим книгам прошлого десятилетия её переводчиком, Михаилом Захаровым, относится скорее к форме текста, чем к содержанию. Книга в духе постмодернистского канона стирает границы, отрицает парадигмы и иронизируют над неиронизируемым. И с этой точки зрения становится не важно насколько читатель солидарен с авторкой и её позицией.
Даже предпочтительнее, если не солидарен хоть в чём-то.

Нельсон удается сблизить два читательских полюса. Это эмоциональная и личная научная работа, нарочито демонстрирующая авторское «я». И одновременно интеллектуальная чувственная «мемуаристика» о свободе и любви. Не стоит, однако, путать сближение полюсов с легкодоступностью текста. Авторка погружает нас в непривычное инфополе без прелюдий, требуя от читателя либо открытости и неудержимой тяги к новому, либо предметной начитанности.

Последняя языковая сложность сглаживается центральной темой книги, интерес к которой способен толкнуть потенциального читателя на подвиг. Нельсон исследует любовь, пытаясь при это не давать ей определение, а постоянно обновлять смысл, казало бы, привычного слова. Сделав личный опыт объектом изучения, она находит радикальные, смелые, даже неприемлемые модуляции любви.

С первых же страниц писательница обрушивает на нас триптих из телесности, эмоциональности и мышления. Сцена анального секса и признания в чувствах запускает разговор Мэгги с её партнером Гарри о языке, семье, родительстве, обществе, заботе, идентичности и свободе. Подкреплённый голосами Делёз, Сэджвик, Барта, Винникотта, Слотердайка и других, он перерастает в текст, определённый самой Нэльсон как «автотеория» - автобиографичный жанр на стыке художественной и научной литературы.

Имя большой академический бэкграунд, авторка полемизирует с культовыми теоретиками с нескрываемыми заносами в сторону частного и личного. Писательница бескомпромиссно обнажается, использует в качестве доказательной базы, себя и близких. Таким литературным эксбиционизмом читателя давно не удивишь, удивительна степень принятия Мэгги собственного «я». Как она разрешает себе писать о родах, сексе, мастурбации, гормональной терапии партнёра и других табуированных темам, менять точку зрения, бояться, злиться, радоваться, смеяться выглядит не пошло, а естественно и зрело.

И хотя такая открытость даже Нельсон порой кажется плохой идеей. Скорее это просто неудобная для сегодняшнего общества идея и крайне любопытное произведение и с литературной, и с профилактической точки зрения.

Рекомендую «Аргонавтов» всем, кто тщетно ищет правильные слова для самоидентичности, и всем, кто старательно конструирует новые формы из этих слов.