Больше рецензий

2 июля 2021 г. 22:19

241

5 Спойлер Самое актуальное политическое произведение на сегодняшний день

Король Беранже 1-ый настолько сильно засел у себя на троне и не пытался от туда уйти от власти на такое долгое время, что сам не понял как смерть к нему и подошла. Захватив на двести с лишним лет престол, (конечно здесь метафора - на долгое время захватив престол), погубив кучу своих и чужих родственников, даже свою мать и погубив чужие жизни путём казней, он утвердился во власти. И сам он страстно наслаждался своими удовольствиями - балами, пирами... Ему фактически некогда даже было думать о смерти. Он придумывал, что он вспоминал о ней) На самом деле крайне редко. Его позиция была: в 30 лет - подумать об этом в 60, дальше также.
Пьеса описывает тоталитаризм со стороны королевского престола. А короля это как бы и не касалось. Это только и подтверждает то, что такие монархи живут в своём собственном мире и они не видят всю правду в своём государстве. Из - за этого режима появляются куча проблем: молодые люди в спешке покидают территорию за границу, реки заражены, сельское хозяйство не процветает, нету солнца, одни тучи... Здесь метафора всемогущества маленького и ничтожного государя самодержца, который только считается таким. Он сам создал такую систему, где создал себя богом! Да, да! Вы не ослышались! В пьесе король и говорит, что он "создал" практически всё, что нас окружает. И машины, и коляски, и солнце, и луну, и день, и ночь. Понятно, что это и есть тоталитарный режим с возвеличиванием вождя народов, который послан от бога. Да ладно! Он сам и является богом!
Но со временем эта система, которая вот совсем недавно неделю, но на самом деле много лет назад была в наилучшем "расцвете" - теперь вся прогнившая, которая не оставила и самого короля. Сама система, которую он сам и создал его и убивает. Его дворец практически разваливается по кирпичику, комната короля в паутинах! Да даже когда служанка и убирает эту паутину, она появляется тут же опять. Здесь понятно опять метафора: что если пытаться тем же старьём эту систему хоть как то поменять, то она будет только хуже.
Королевство уменьшается в размерах из-за несостояния армии противостоять врагу. Они лишь дрыхнули, когда враг нападал на них. Страна в дырах, как в сыре и развалинах, где все кто могут спасаются и лишь старые люди, которые не могут ничего сделать и ничего уже не понимают - умирают.
Населения в государстве уже нет. Всего лишь 45 человек, из которых старики и молодые люди, которых выгнали из за границы.
Развалины дворца короля - это метафора развалившейся системы, созданной на протяжении многих лет.
Что касается остальных действующих лиц, то о них нужно говорить отдельно и подробно. Поскольку они очень важны в этой пьесе. Здесь показаны все типы вынужденного выживания людей при тоталитаризме. Например - две королевы:
одна - Мария. Всеми силами пытается удержать короля от полёта в небытие. Она как бы придерживает его к земле своими цепкими словами и своим "чувством" к нему. Почему чувством в кавычках? То по - моему мнению она хочет лишь от него денег и богатства со славой, поэтому то она его и удерживает изо всех сил. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она считает, что он ещё в состоянии править и управлять вымершим государством, где и управлять то и нечем.
Вторая - Маргарита - его бывшая жена, которая по сути им и управляет. Мария была нужна ему была только лишь для прихотей. Она метафора оппозиции, протеста против диктатуры. Она поскорее хочет отвязать его самым лучшим методом от тяжести житейских мук. И только она одна подчиняет себе всю оставшуюся часть королевства. Потому она справедлива и не жестока, как это может показаться на первый взгляд. Она просто спокойная в себе, (которая даже и не ревновала к Марии, потому что поняла, что это бессмысленно), и давно ему напоминала о неминуемости смерти. Но король видимо и поэтому от неё и ушёл, потому что не мог это слышать и боялся до жути её. Маргарита понимала, что он совершенно не разбирается в экономике и не может управлять государством.
Джульетта - служанка - это метафора терпения и подчинения обстоятельствам, хотя она всё понимает, что король не в силах управлять. С уходом всех остальных помощников она одна занимается теперь уже и сельским хозяйством, и уборкой во дворце, и готовкой. Но она терпит это вот уже много лет. Ей тяжело живётся, на что король говорит: "Жить плохо нельзя. Ты противоречишь природе." То есть это лишнее подтверждение того, что король загнал всех в "лучшие и чудесные времена с чудесным будущем и толчком вперёд". Да, когда король уже теряет контроль над собой, умирая - мы только тогда узнаём, что ей очень тяжело выполнять свою работу изо дня в день: она встаёт когда только занимается заря. Ей холодно в этом дворце и летом, и зимой. В прачечной при стирке у неё трескается кожа и болят руки. Она умирает от усталости. Ну это самое наивысшая кульминация в монологе Джульетты, скажите вы. Но королю то всё равно... он радуется чужим несчастьям и даже ищит в элементах несчастья - счастье! "Жить плохо нельзя" - говорит он. И это лишь подтверждает ту идеологию, по которой идёт тоталитарное государство в пропасть, что жизнь с каждым годом "лучше". "Жить стало лучше - жить стало веселее" - сказал один из таких вот диктаторов.
Доктор и в тоже время палач (гениальный метафорический чёрный юмор Ионеско) и предсказал его смерть. Он давно знал это. С помощью своих астрологических наук, медицинских знаний, которые уже вовсю процветают в других странах и действуют полным ходом в отличие от королевства Беранже. Здесь же этим некем заниматься. Все сбежали, умерли.. Все отрасли экономики на нуле.
А если поговорить про стража, то это типичный пример тупизны и дебилизма определенных пластов общества. Это метафора жёлтой прессы и вообще журналиста при тотальном контроле. Его возможность лишь только передавать слова ополоумевшего и больного короля людям, при этом не обращая внимания даже на суть слов. Но его действия теперь не зависят от короля. Он даже арестовать, да даже двигаться не может... Стоит как приклеенный. Метафора сильно прогнившей системы короля, которая уничтожила уже его государство и вот дошла и до него. Ничто не подчиняется ему. Власть уходит из его рук навсегда и лишь где нибудь на какой нибудь тысячной странице в книге будет его имя, но тут надо перебрать архивы и тщательно покапаться))) Смерть не щадит даже самого короля! Он попросту не был к ней готов. Но теперь уже поздно. Он теряет контроль над собой и явно мучается узнать что будет после него. Но это ему не суждено... Бог выше всех людей. И именно ему решать как жить на этом свете. Приходится подчинится...
Смерть приближается... Забывает король и старые давно привычные и надоедливые лица, вспоминает детство , какую-то кошечку. Милосердие своё вспоминает, но убийство многих людей его не смущает... Всё исчезает из его памяти - исчезают и сами герои пьесы. Лишь одна Маргарита подводит его к достойному уходу. Снимает тяжкие оковы, которые удерживали вот уже много лет его к земле и ведёт его в это царство мёртвых. Он подчиняется. На самом деле царство мёртвых - лишь в больной агонической фантазии короля. Маргарита - то всё понимает и ведёт его к трону. Чтобы навеки остаться остаться на нём только не в живом теле, а в каменном. Маргарита сделала своё дело - она и все могут жить спокойно с этого момента. Как памятник он сидит на этом троне, пока стены, двери, окна королевства рушатся, да и он сам уже уходит в туманную вечность... Теперь навсегда...
Этот многословный фарс очень театральная пьеса. Она прямо подталкивает к дальнейшей её реализации и вдохновения. Пьеса с тонким юмором Ионеско, наполненная гигантскими смыслами и символами, (практически в каждой реплики героев), при чтении поможет читателям пересмотреть и изменить взгляд на мир. Ну, а мне остаётся лишь сказать одно:
Ионеско - гений!!!