Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2021 г. 17:06

841

5 Наша святая

В одном из выпусков политического ток-шоу на российском ТВ, который был посвящен проблеме терроризма, ведущий задал вопрос: - А в чем разница между современными террористами и народовольцами, убившими царя Александра II? И тут-же по законам манипулятивного капиталистического зомбоящика ответил на свой вопрос, что он лично никакой разницы между этими террористами не видит.
А как мы, читатели, ответим на каверзный вопрос ведущего?
Кто для нас Софья Перовская?
Друг или враг?
Свой или чужой?
Здесь важно понять, в каком мире вы хотите жить. Если вы монархист, вам нравится экономическая система, в рамках которой происходит эксплуатация человека человеком и люди предстают перед вами в форме товара, то героиня книги Троицкого, как и другие революционеры для вас являются террористами. Если же вы не переносите любую форму эксплуатации, если для вас все равны вне зависимости от цвета кожи и происхождения и вы ненавидите всей душой любое неравенство, то любой революционер, в том числе и Софья Перовская предстают перед вами борцами за жизнь в справедливом обществе.
Вы можете прятать голову в песок, говорить, что люди порочны и во все времена равны по своей доблести и глупости и заявлять, что вы никогда не интересовались политикой. Нравится вам это или нет, но вы существуете в социуме и у вас есть свое отношение к этому социуму. И поэтому вы либо "красный", либо "белый". И Софья Перовская для вас либо святой человек, либо враг, покусившийся на вашу любимую экономическую систему.
В который раз берешь очередную книгу о народовольцах и все время приятно удивляешься. Ведь это тысячи людей, почти каждый происходит из богатой или знатной семьи, почти каждый из них дворянин. Например, Софья Перовская - дочь вице-губернатора Санкт-Петербурга!
Вот представьте, что нынешняя дочь (или сын) вице-губернатора будет публично клеймить капитализм и говорить о нуждах рабочего класса.
Представили?
У меня как-то плохо в последнее время с фантазией и представить такую сцену я не в силах.
Почти каждый из них был умным, развитым человеком и достаточно неплохо постигал науки, что влекло за собой рост по карьерной лестнице или удачный брак и жизненный достаток.
Например, Софья Перовская, будучи 17-й девушкой, занималась на Аларчинских женских курсах и обращала на себя внимание преподавателей какими-то гениальными математическими способностями.
Их были тысячи, и они выбрали не достаток, а постоянную борьбу за жизнь народа в справедливом обществе.
Они ушли из зоны комфорта и пожертвовали всем, ибо знали, что борьба с царизмом - это постоянные уходы от слежки, конспиративные квартиры и нелегальная литература, а в конце тебя ждет неминуемая каторга, пожизненный срок в каменном мешке Алексеевского равелина или петля на шее.
"В августе 1872 г. занятия на учительских курсах в Ставрополе закончились, и Перовская вместе с М.А. Тургеневой переехала в имение ее мужа Юрия Борисовича,в с. Андреевка. Здесь Софья Львовна, ради того, чтобы лучше познать быт народа, решила заняться оспопрививанием. Предварительно, еще в Ставрополе, она взяла несколько уроков по прививке детям оспы у известного земского врача, одного из основоположников российской санитарной статистики Е.А. Осипова, в доме которого жила... Взяв себе в помощницы местную курсистку Марию Иванову, Софья Львовна начала обследование крестьянских дворов по всем деревням Ставропольского уезда с двоякой целью - прививать оспу детям и зондировать сознание взрослых сельчан.
За короткое время две юные оспопрививательницы (Ивановой шел 17-й, а Перовской - 19-й год) исходили пешком все окрестные села, останавливаясь в крестьянских избах и предлагая матерям приводить или приносить детей для прививки оспы".

А ведь Софья Перовская прошла курсы фельдшера, акушерки и занималась преподаванием в сельской детской школе!
Как там у вас с воображением, уважаемый читатель?
Вы только представьте (если сможете). Современная дочь вице-губернатора Санкт-Петербурга работает медсестрой и учителем в сельской местности.
Да, да, вот таким Человечищем и была Софья Перовская.
Я пристально оглядываюсь и к своему ужасу нахожу, что в данный момент времени, в современной "элите" нет людей с такими человеческими качествами.
Я смотрю на современных писателей, которые не могут писать ни о чем, кроме, как о "проклятом тоталитарном совке". Я смотрю на творческую интеллигенцию, которая до сих пор вопит, о том, как их зажимали при советах, а на деле, за 30 лет свободы не может создать хотя бы одного шедевра. И знаете, что я вижу?
Самолюбование и наплевательски-равнодушное отношение к простому народу. Вы хоть раз слышали, чтобы кто-то из вышеперечисленной "элиты" рассказывал о нуждах народа?
О том, чем живет простой рабочий или сельский труженик?
"Для саратовской деревни 1870-х годов приезд "аж из самого Питера" интеллигентных барышень в качестве фельдшериц был диковинкой. "Бедный народ, - вспоминала Вера Фигнер, - стекался ко мне, как к чудотворной иконе, целыми десятками и сотнями. Около фельдшерского домика стоял с утра до позднего вечера целый обоз".
В первый же месяц работы сестры Фигнер приняли 800 больных, а за 10 месяцев - 5 тысяч. Крестьян трогала не только врачебная помощь, но и чуткость, сердечность к ним со стороны барышень-фельдшериц. Особенно популярны сестры Фигнер стали после того, как им удалось открыть школу, и Евгения Николаевна взялась бесплатно учить крестьянских детей. Крестьяне отзывались о Евгении Николаевне не иначе, как "наша золотая учительница" (впрочем, Веру Николаевну звали даже "богородицей").

И поэтому я буду всегда восторгаться "святой" Софьей Перовской, "богородицей" Верой Фигнер и другими революционерами, боровшимися за справедливый мир для всего российского народа.
Если вы не разделяете этих восторгов, читатель, то, как говорится, проходите мимо. Ибо профессор Николай Троицкий написал свою книгу именно с таких исторических позиций: "народовольцы - борцы за права угнетенных"!
На мой взгляд, это одна из лучших книг рассказывающая о народовольцах. И если кто-то из вас действительно хочет знать о жизни российских революционеров в 60-е и 70-е годы 19 века, то лучшего исторического труда вам, боюсь, не найти.
Из книги Троицкого вы узнаете, как образовывались первые кружки "чайковцев" (кружки самообразования), позже переросшие в огромную пропагандистскую организацию.

"Следуя своей программе, которая содержала особый раздел по "рабочему вопросу", "чайковцы" заводили связи с рабочими, выбирая более "смышленых", учили их грамоте, а затем и политике: читали и разъясняли литературу ( от народных брошюр, вроде "Сказки о копейке", до "Капитала" Маркса), вели беседы, возбуждали дискуссии, помогали готовить стачки. При этом "чайковцы", по данным царского сыска, внушали рабочим идею революционной солидарности, подчеркивая, что "когда один человек встает, то всегда погибает, а ежели бы встали все, то с ними бы ничто не поделали".

Из книги Николая Троицкого вы узнаете, как революционеры осуществляли свою знаменитую акцию "Хождение в народ", закончившуюся процессом 193-х. Ныне модно смеяться над дворянами, которые переодевались в крестьянские одежды, бестолково ходили по деревням и селам и подбивали крестьян на бесполезный бунт. Но, давайте зададим логичный вопрос: - Если "хождение в народ" было смешным и бесполезным, то почему власть испугалась, арестовала революционеров и многих из них отправила на каторгу и в ссылку?

"Размах "хождения в народ" 1874 г. напугал и озлобил царских карателей. "Целый легион социалистов, - читаем в жандармском обзоре "хождения", - принялся за дело с такой энергией и самоотвержением, подобных которым не знает ни одна история тайного общества в Европе". Мы видели, что единственным оружием этого легиона было слово - устное и печатное. Оно не просто возбуждало, а главным образом просвещало крестьян."

Из книги вы узнаете, как образовалась организация "Земля и воля" и почему, впоследствии, она раскололась на две партии - "Черный передел" и "Народную волю". Конечно же, в труде Троицкого немало места посвящено убийству Александра II, последующему суду над народовольцами и казни на Семеновском плацу.
Читатель, забитый антисоветской пропагандой, но подробно изучивший этот труд, с удивлением узнает, что ошибочное на мой взгляд решение пойти на убийство царя, затенило то большое общее дело, которое нужно было сделать на пути к царству справедливости. Пропаганда, просвещение и обучение простого рабочего и крестьянина, издание научно-просветительской литературы и организация всевозможных кружков - от рабочих до военных. Это все должно было делать государство, а сделали народовольцы.
"С фактами в руках Желябов доказывал, что поначалу народническое движение развивалось в форме "мирной пропаганды социалистических идей". Но правительство обрушилось на мирных пропагандистов в 1873-1874 гг. с жестокими репрессиями. "Движение, крайне безобидное по средствам своим, и чем оно окончилось? - обращался к суду Желябов. - Оно разбилось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок". После этого мирная пропаганда оказалась невозможной - "пришлось от слова перейти к делу", т.е. к прямой борьбе с правительством, отвечать на правительственный "белый" террор революционным "красным" террором".
Знаете, уважаемый читатель, после прочтения книги Николая Троицкого, вспоминая знаменитую древнегреческую легенду, я теперь примерно представляю, какого Человека среди людей, искал с горящим фонарем, при свете дня, Диоген.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо".(из письма Перовской П.А. Кропоткину).
Так все и выйдет Софья Львовна.
И в памяти потомков вы навсегда останетесь нашей святой Русской революции...

Комментарии


Можно поинтересоваться, что за ведущий не видит разницы? И что за передача?


Суть в том, что я практически не смотрю ТВ.
Но, у меня есть прекрасный знакомый, уже на пенсии, который придерживается таких же большевистских взглядов на жизнь, как и я. И вот он в свободное время смотрит полит ток-шоу. Зная, что я люблю историю, и если программа посвящена какому-то историческому отрезку времени он звонит мне и говорит - посмотри такой-то сюжет. Я отсматриваю и если вижу какой-то ляп, а они у антисоветчиков есть всегда, записываю в блокнот и затем использую в тексте как пример. Он может быть использован сразу или через год, а может быть, и не использован.
В данный момент передача была год назад, а может больше?
Называется "Место встречи", ведущего не помню, их обычно двое, да мне и не нужно их клеймить, нужно показать читателю с кем ты и с кем этот ведущий или как манипулирует этот ведущий.
Показать приемы манипуляции, примененные этим или другим ведущим к человеку, который не читает историческую литературу. Вот, что важно для меня.


Ой, это НТВ. На этом канале всё что угодно могут сказать. Я думала, это передача историческая какая-то. Хотя вот не так давно слушала подкаст Сергея Виватенко, люблю "Виват, история!", речь зашла о переименовании в Петербурге улицы Софьи Перовской и революционера Желябова, он тоже сказал "мы никакой терроризм не поддерживаем", как мне показалось, он тоже этим выражением всех в одну кучу сгрёб.