Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июля 2021 г. 14:13

492

3.5 Старинная Москва и москвичи: скандалы, интриги, расследования...

Михаил Пыляев был известным журналистом и краеведом девятнадцатого столетия, и, я бы сказала неплохим зеркалом эпохи, потому как ему удивительным образом удалось отобразить все то, чем жило общество позапрошлого века, да еще и в разрезе московского бытия. Когда я читала его Замечательных чудаков и оригиналов , я поражалась даже не тому, КАК они чудили, а тому, о СКОЛЬКИХ он написал, ведь их действительно упомянуто немало, и сплетня о каждом своя. В "Старой Москве" не меньший объем описаний и персоналий, случай которых автор включает в книгу по ходу своего рассказа постоянно. Причем стоит отметить разницу подходов с книгой Гиляровского "Москва и Москвичи": Пыляев акцентирует внимание (и ему самому по-видимому это больше интересно) на власть имущих, на царедворцах, на знатнейших и известнейших людях, так сказать - лицах эпохи. На помещиках, нежели на крепостных, которые у него больше душами измеряются. А Гиляровский больше о приземленных классах писал, пусть у него упомянуты и известные люди, но в большем объеме все же у него о маргинальном и неденежном народе.
картинка Ptica_Alkonost
Как в "Чудаках", так и в "Старой Москве" автор много описывает характеры людей, их мировоззрение, причем с оценочной позиции, по его описанию сразу видно одобряет он сие или нет. С одной стороны, такой подбор разнообразных историй и типажей знати очень интересен, позволяет оценить чем жили и дышали в то время, что для них было ценно, а что недопустимо. Чем гордились, а что вызывало недоумение. Как реагировали на современные им события, которые нам давали на уроках истории как значимые. Кстати, много упоминаний про 1812й год и его последствия для москвичей -богачей и их имущества после французского нахождения в городе и пожара, очень примечательно и реально оживляет многие сухие исторические строки. Тогда это было живо в памяти, жили еще очевидцы, еще "болело", так что ценны даже скупые замечания вскользь, они тоже дают возможность приблизится к пониманию тех событий.
картинка Ptica_Alkonost
Лично мне не хватило именно прогулок по самому городу, в этом плане мои ожидания были несколько иными, хотя ряд знаковых мест, известных и поныне автор опишет, и расскажет о каждом байку про владельцев (даже больше байку расскажет, чем опишет). Пыляев ведет нас по салонам, родословным, дворцовым игрищам больше, нежели чем по самому городу. Однако Москва -это прежде всего люди, и в этом плане мы получаем действительно богатейший ассортимент информации, иногда чрезмерный и утомительный, иногда чудаковатый, но всегда раскрашивающий старинную жизнь яркими красками, оживляющий совершенно иное общество и иные взгляды. Дающий объемность сухим знаниям о дворцовых переворотах, поколениях Романовых, событиях политических, крепостнических отношениях и т.д. Особенно примечательно в условиях нашего сегодняшнего ковида, читать про эпидемии (тут и чума, и язва и т.п. будут упомянуты), про массовое поведение населения. отношение знати, руководящие решения и меры борьбы - есть что сравнить и о чем поразмыслить.
картинка Ptica_Alkonost
Мне особенно понравилось два аспекта, которые стоит отметить. Во-первых, это то, как развивались финансовые отношения. Ну это профессиональная девиация, наверное, но тем не менее интересно было прочесть про отношение к ассигнациям бумажным, про фальшивомонетчиков, про собирателей-нумизматов, про стоимость тех или иных вещей и выходок, даже людей (так, одну хорошую крепостную актрису, к слову, продали за пять тысяч рублей, такова была цена ее квалифицированной жизни). Этому не посвящена ни одна глава целиком, но тем не менее в каждой можно отыскать немного такой интереснейшей на мой взгляд информации.
картинка Ptica_Alkonost
И второе - это развитие культурной жизни, целый пласт историй автора посвящен театральному миру. Тут можно прямо отдельную книгу вычленить, так сказать "по мотивам", потому что автор этого вопроса касается постоянно и в этом плане тоже интересно было читать про домашние постановки, пьесы, оперы, про крепостные театры и оркестры. А также про самих владелиц крепостных, которые в таких театрах считали не зазорным играть самим. Примечательно, что известнейшие личности той эпохи иногда писали специальные пьесы с пометкой только для конкретного домашнего театра, запомнилась такая информация про Державина. Не забыл автор и Прасковью Жемчугову и ее условно-золушковую историю любви, упомянуто и множество других имен актеров, драматургов и театралов, громко звучавших двести лет назад и позабытых ныне.
У книги стоит рейтинг 18+, что тоже интересно. Конечно есть некоторые описания, показывающие чрезвычайно жестокое человеческое обращение, есть и упоминания аморального поведения, но настраиваться на обилие жестких сцен не стоит. Для знакомства с эпохой так сказать поближе, с оценкой современниками тех или иных событий из наших учебников истории, для взгляда изнутри светского общества крупнейшего города, для оживления людей и их психологии времен пресловутого крепостничества и абсолютной монархии книга подходит. Я бы ее рекомендовала читать уже неплохо знающим историю России, ее литературное богатство 18-19 века для лучшего понимания социальных особенностей. Главы в книге бессистемны, загадочным образом объединены отсутствием единой темы и не всегда строго ориентированы по времени, зато снабжены иллюстрациями и описанием того, что ждет внутри каждой из них.

Прочитано в рамках Игры в классики, а также в Книжном путешествии и Собери их всех

Комментарии


Гиляровского читали?


Да, "Москва и москвичи", мне очень понравилось