Больше рецензий

29 июня 2021 г. 23:23

96

3 Игры воображения, или Роман в романе

Если вы спросите меня, как бы я охарактеризовала романы Гийома Мюссо одним словом, не задумываясь, отвечу: легковесные. Подобные сну, исчезающему на рассвете, или туману, тАящему при первых лучах солнца. Уж простите мне поэтику, но не складываются у меня отношения с этим автором. Причем, "Жизнь как роман" не первая прочитанная мной у Мюссо книга и даже не вторая. Это говорит о том, что, во-первых, я всегда готова дать автору второй и третий шанс, а во-вторых, что не так уж он и плох, если время от времени выбор падает на его книги. Действительно, неплох и, кстати, Гийом Мюссо один из самых популярных писателей во Франции, как сообщает Википедия.
Так в чем же подвох?

Романы Мюссо отличает лихо закрученный сюжет богатый на неожиданные финты, куда автор часто вплетает мистическую составляющую. Однако, создаётся впечатление, что он или перемудрил, или закрутить - закрутил, но не углубился в описания и разъяснения, а быстренько всё взял и раскрыл. Несомненно, читать книги Мюссо легко, прямо очень легко. Сюжет летит, объём книг, как правило, небольшой, а истории полны загадок и романтики. Одно но. Достаточно пройти дню, и прочитанная книга полностью стирается из памяти. По крайней мере, так было с предыдущими несколькими романами Мюссо, что я прочитала.

"Жизнь как роман" немного выбивается из остальных книг, написанных автором. Подозреваю, это был, своего рода, литературный эксперимент для Мюссо. Здесь много размышлений о писательстве, как ремесле, о взаимоотношениях персонажа и автора, о литературе и литературном творчестве. Но не подумайте, книга вовсе не эссе на тему и не авторские мемуары. Мюссо сталкивает два мира - реальный и воображаемый, показывая на сколько тонка грань между ними. Популярная писательница Флора Конвей переживает тяжелейшую трагедию: пропала её трехлетняя дочка. Пропала из запертой на ключ квартиры, в которой была только девочка и её мама. Полиция в тупике, женщина на грани нервного срыва. А в это время в Париже другой известный писатель, переживающий не самый простой период в своей жизни, пишет роман о писательнице из Нью-Йорка, у которой пропала дочь при загадочных обстоятельствах. Вот только его жена подала на развод, оклеветала его и угрожает забрать их сына в Америку, похоже, Ромен Озорски не сможет закончить свой роман, однако, созданная им героиня с этим категорически не согласна.

Для книги в 256 страниц здесь огромное количество вывертов, резких поворотов сюжета и загадок. Но Мюссо очень легко и непринужденно продвигается к разгадке. Вот правда, его книги читаются на одном дыхании: каким бы извилистым не был сюжет (а Мюссо - тот еще затейник!), вы не заскучаете и за вечер проглотите книжку. Чего мне всегда не хватает в его романах, так это глубины, большей обстоятельности и запоминающихся героев. Несмотря на интересный сюжет, полный тайн и коллизий, Мюссо прост до схематичности. Пока писала эту рецензию, мне вспомнился роман "Безмолвный пациент". Очень похожие ощущения после прочтения: сюжет ставится во главу угла, а форма уступает содержанию. У Мюссо именно так: история всегда продумана, а потом ясно и понятно рассказана в резвом темпе. Но иногда кажется, что автор в угоду интересному, захватывающему сюжету упускает из внимания всё остальное. Герои походят на марионеток, тщательно расставленных по своим местам и выполняющих только те функции, которые нужны, чтобы двигать действие, но при этом лишенные индивидуальности и глубины. Из всех трех, а то и более прочитанных книг у Мюссо, у меня в голове не осталось ни одного героя, а сюжет книг стерся.

Вердикт такой: ищите развлекательную книгу с хорошей интригой, но при этом чтобы не напрягала и легко читалась? Тогда смело выбирайте романы Гийома Мюссо, в том числе и "Жизнь как роман".