Больше рецензий

28 июня 2021 г. 09:55

350

3.5

Вроде бы и хэппи энд, я а всё равно не могу перестать думать о том, что всё закончилось хуже, чем я хотела бы.
Закончилась одна из самых любимых историй, а у меня больше вопросов, чем ответов.

Книгу можно разделить на три части - затянутое начало, которое вводит новых героев (центральных и не совсем), и через которое я продиралась долгое время. Вторая часть - насыщенная экшеном, интригами и переживаниями за главных героев. И третья, в которой расставляются все точки над i.

Негодование моё связано с тем, что Шустерман, так лаконично заканчивающий свои истории, здесь будто не дотянул.

ОСТОРОЖНО, могут быть спойлеры, потому что без них невозможно.
И Роуэн и Ситра в этой части как персонажи больше не развиваются. И если Ситру можно назвать главным героем, Роуэн здесь как будто пассажир. Его спасают (дважды), его направляют, ему говорят, что надо делать. Такое ощущение, что центральную часть он играл в путешествии на корабле, но эту часть его истории, уместившуюся на паре страничек, понятное дело, опустили для читателя.
Воссоединение Ситры с Роуэном такое долгожданное, но сумбурное. Куда больше эмоций вызвала встреча Фарадея с Ситрой.
Здесь нужно отдать должное автору, в каждом из своих циклов он умело ведет несколько сюжетных линий, переплетая их самым необычным способом, и сводит их все в точке апогея.

Фарадей один из моих любимых персонажей. Он добродушен, что противоречит его сущности жнеца, он мудр, справедлив и несет ответственность за свои поступки. Он пытается изменить мир, начиная с самого себя и, если уж на то пошло, из него вышло бы прекрасное Высокое лезвие. Чего только стоит то, что он создал двух величайших в своем времени жнецов!

Джерико - весьма необычный персонаж, навеянный современными течениями всеобщей толерантности, но совсем не шаблонный. Человек без гендера и пола, весьма романтично меняющий свою натуру в зависимости от облачности. Он напоминает мне удивительного сплета Камю Компри из другой серии Шустермана Анвайд. Вместе с Грейсоном они представляют собой хороший тандем.

И вообще, маленький перфекционист во мне полностью удовлетворен, потому что Нил благодушно разбил всех на пары со своими "долго и счастливо".
Всех кроме Астрид. И вот отсюда начнется моё негодование.

Она не вызывает во мне особых эмоций, но почему и главное как человек в одиночку проведет тысяча шестьсот с чем-то там лет на корабле в путешествии к новой планете? Что станет с её разумом после этих лет? А с внешностью? Ведь страшно даже считать сколько её придется делать разворотов.
Она проявила стойкость и храбрость, так почему супероблаку не отступить от своих правил и не разбудить для нее несколько пассажиров? Ведь это, очевидно, повысит их процент хорошего исхода в покорении новой планеты. А это их главная цель. Или нет?

Тоже самое с Анастасией-Ситрой Террановой.
Во-первых, как она могла отказаться от своей семьи, ведь нам не единожды дали понять, что для неё, в отличии от Роуэна, семья имеет значение. Она по ним тоскует, но тем не менее отказывается от всех ради спокойной жизни на новой планете с Роуэном? Тогда почему бы им просто не перенастроить свои наночастицы, изменив внешность, и имя, если не хотят, чтобы их знали как Анастасию и Люцифера? Ведь именно она является лидером, который может повести за собой разрозненную планету, именно она являлась надеждой и хочет бороться. А потом, бросив народу тайну Годдарда, просто решила уйти, оставив всю свою целеустремленность?
Во-вторых, к чему вообще всё это разоблачение Годдарда? Чтобы позлить его, и организовать бунты (хотя люди и так бунтовали после бойни на казни), другой причины я не вижу, потому что это ни к чем не привело.
И в-третьих, если я видела Жнеца Анастасию в совете жнецов, рука об руку с Фарадеем и Кюри, то у гипероблака были на неё совсем иные планы. Ладно, я поняла, она нужна ему для объединения людей на новой планете, воспитании нового поколения людей-колонистов, но тогда почему оно отказывается её воскрешать во время всего этого длительного полета? Разве не она должна вести за собой народ, а не лежать как белоснежка в вечном сне, по вине трагичной случайности перед взлетом? Облако не нарушает своих правил, но, если однажды оно сделало исключение для Грейсона во имя человечества, то почему не сделать тоже самое для Ситры?

Гипероблако не нарушает своих правил да, но почему столкнувшись с разумной жизнью на другой планете оно должно самоуничтожиться, а не увозить людей обратно на Землю? Оно ведь даже не предусматривает такой возможности, потому что корабль не приспособлен для посадки на Землю. Гипероблако пытается спасти людей от перенаселения и жатвы, освоив космос. И ему удается отправить корабли. Так почему жатва всё равно продолжается? Годдард побежден, люди в растерянности, но их проблема перенаселения вот-вот может быть решена, так почему жатва продолжается, хоть и иным, более объективным способом? Они снова должны умирать, страдать об болезней (страдать, ведь они теперь действительно будут чувствовать боль), хотя стоят на пороге колонизации планет? Человечество научилось жить без болезней, старения, смерти, а теперь все будто возвращается на круги своя. Вернулся рак (господи, мы когда-нибудь его победим вообще?), оспа, туберкулез и проч. Разве это решение от перенаселения, когда найдено другое? Как-только первый из кораблей приземлился, разве облако не могло нейтрализовать наночастицы, отвечающие за все эти болезни и прекратить жатву? Или должно пройти много лет? Почему автор об этом даже не упомянул в конце?

Я понимаю, почему отцы-основатели разработали запасной план, дабы нейтрализовать последствия алчности и всевластия худших из жнецов, но разве тем самым они не доверяли свой мир всецело облаку?
Разве искусственный интеллект такого уровня мог заслужить стопроцентное доверие? Ведь без сообщества жнецов, которые не подчинялись и не взаимодействовали с облаком, все люди оказываются под полным контролем гипероблака, которое может по-своему желанию перенастроить наночастицы во всех живых существах на планете. Это уже совсем другое кино, но таков исход имеет место быть. Что ж, я только надеюсь, что облако по своей сути останется таким же мудрым и нейтральным, не нарушающим своих заповедей.
Именно гипероблако в этой части можно назвать действующим лицом. Оно не только коренным образом изменяет ход событий, но и учится человеческому общению совсем на ином уровне - наивно и по-детски симпатизируя Грейсону, но не поддаваясь искушению. Тем печальнее для меня последний поступок Грейсона. Да, он показал, что и облако может быть наказано за свой поступок, но кажется, они стали друзьями, а друзья должны уметь прощать друг другу ошибки.

И конечно, Годдард. Хотя скорее Рэнд, потому что именно её персонаж раскрывается больше. Кто бы мог подумать,что при всем её эгоистичном и высокомерном поведении с Тигром, она привяжется к нему и даже будет тосковать? В ней зарождается семя сомнения в тех идеалах, которые были ей столпами в предыдущих частях. Самый верный союзник, самый преданный сторонник, самый идеальный убийца, вонзающий нож в самое сердце. Годдард же, такой харизматичный злодей ранее, здесь, к моему сожалению, не более чем вспыльчивый нарцисс, немного капризный, немного надменный. Я даже почти перестала его ненавидеть.

Такая вот длинная получилась рецензия, потому что меня переполняют эмоции.
И если вы дошли до конца, то скажу, что критике я подвергла любимого автора только потому, что знаю, как мастерски он может заканчивать свои истории. И хотя, в этой, лично для меня, он немного отдохнул, сам его слог, стиль письма, и мысли в каждой строчке, которые можно разобрать на цитаты, стоят того, чтобы обязательно эту книгу прочесть.