Больше рецензий

16 декабря 2012 г. 13:07

311

5

О том, что книга гениальна совершенно, о том, что слова чеканной, гордой книги этой будто отлиты из стали, я говорить не буду. А равно и о том, что встало бессмертное это творение для меня в один ряд с «Божественной комедией». Писались они задолго до нашего рождения, теперь читаются они иначе, все об этом знают, не особо такие общеизвестные факты интересны и проч.
Хочется лишь обратить ваше внимание на то, что книги в «Раю» — действительно рознятся по своему внутреннему содержанию, и посыл их намекает на явную регрессию одного из главных героев. В том смысле, что если в начале Иегова — дальновидный стратег, я бы даже сказал — в некотором смысле шахматист, отнюдь не всемогущий (иначе зачем?), но просчитавший всё заранее выдвинувший на передний план Сына (когда ангельские рати фактически разбиты), этакого ферзя, с тем, чтобы задавить движение инакомыслящих. Причём, не перебив — а в бесконечной доброте своей (читай: «в назидание задумывающимся архангелам») швырнув в Ад на вечные муки.
Что могли противопоставить такой… византийской хитрости (очень хотелось написать «хитрости бога, оправдавшего почётное звание Господа своего народа», да уж ладно, промолчу) сторонники Люцифера?

— Стою за бой открытый! Не хвалюсь
Коварством. Козни строить не мастак.
Вольно хитрить, когда охота есть
И время. Не до хитрецов сейчас;


Машины свои, я не пойму? Доспехи из адаманта? Храбрость беспримерную? С другой стороны, ведь невозможно не восстать против такого усача. А вот тут удержаться не смог: если вы помните, был после этого эпизода ещё один шибко умный «дальновидец». С трубкой. Только Люцифер хотя бы попытался, а мы имеем лишь утешительно-глупые фантазии от ВВС, Войновича и (вроде) Суворова в духе Николая Фоменко.

Но стратег-стратегом, а история на этом, сами понимаете, не закончилась. Далее Люцифер служит каким-то фоном и примером для обречённых изначально бунтарей. Далее мы имеем удовольствие наблюдать, для чего и почему Иегова создал человека. Аггелов-то из анналов истории не выкинешь — урок-с! — надобно и что попроще, без машин и адамантиновой брони. Я не буду говорить, что самое высокое дерево, да ещё и запрет под страхом смерти — страшное искушение само по себе (тем не менее — Искуситель не Иегова? — абсурд!), меня восхитил следующий момент: «Адам вопрошает о движениях тел небесных и получает неопределённый ответ наряду с советом…»

Восходит ли над Солнцем шар земной;
Вступает ли на пламенный свой путь
С Востока Солнце иль Земля неслышно
И медленно от Запада скользит
И, почивая на своей оси,
Тебя уносит плавно, заодно
Со всею атмосферой, — не томись
В разгадыванье сокровенных тайн,
Их Богу предоставь; Ему служи
Благоговейно; да изволит Он
Своими тварями располагать


Да, только такой гадине и служить, полностью согласен. Гадина создаёт скотов — скоты поднимают голову — гадина капризно топает ножкой.
Знаете, не пришлось мне на момент прочтения находиться в стане верующих, даже немного жалею. Потому что стал бы я, мне кажется, после такого атеистом. И ведь Мильтон не утрирует, этому действительно учили, это на самом деле вбивали в головы на протяжении.

Вместо послесловия: говорить об оценках и о том, что «Раю» мало пятёрки — даже несколько пошло и мелко, настолько он пронзителен, мудр и в то же время — остёр и актуален. Склоняю голову.