Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2021 г. 07:58

354

4 БАГРОВЫЕ РЕКИ ЛЕМЕТРА

«Прибыв на место преступления, те, что помоложе, бессознательно ищут, где находится смерть. Более опытные - место, где сохранилась жизнь. Но здесь это было бесполезно. Смерть распространилась повсюду, вплоть до взглядов живых, где смешалась с непониманием. Не успел Камиль удивиться необычной атмосфере, царившей в помещении, как в поле его зрения попала прибитая к стене голова женщины». Почти с самого начала Леметр берет быка за рога, что называется, как бы говоря: «не оскудела гранжами земля французская и мы сейчас такие багровые реки покажем, что закачаетесь». И показывает.

Кровавые подробности жуткого убийства двух падших девушек шокируют. Изощренная фантазия автора приводит совершенно тошнотворные детали безумного замысла маньяка, чья метОда основана на тщательном планировании преступления с изначальной претензией на интеллектуальные игры с полицией. Тут негодяй вполне кинематографичен, хотя не знаю, как вся эта расчлененка может быть комфортно перенесена на экран, редкая жесть.

Главный герой - руководитель расследования Камиль Верховен, чья отличительная черта крайне маленький рост (145см). В своих бесконечных попытках придать сыщику узнаваемость и оригинальность, авторы перебрали многие возможности; низкорослый детектив - ход не хуже других, позволяющий без конца обыгрывать комплексы героя и окружающих. Сразу вспомнил байку про Наполеона, который одернул на военном совете своего офицера словами: «Генерал, Вы выше меня на целую голову, но я могу лишить Вас этого преимущества».

Интересен прием с введением в интригу сюжетов других книг. И если первую - одну из вершин современного американского детектива (краеугольного камня жанра неонуар, не буду говорить название и автора, чтобы не испортить удовольствие от чтения спойлером) я проморгал, не ожидая от автора такого поворота, то вторую я уже определил уверенно самостоятельно. Получается такой роман о романах в некотором смысле. Отдавая оммаж старшим учителям, Пьер Леметр с одной стороны проявляет уважение, а с другой, конечно же, оригинальничает; я подобный подход лишь приветствую.

Это французский полицейский роман - расследование ведет группа, практически как у Сименона, например: усталый знаток человеческих душ в качестве сыщика и его верные инспекторы - сноб, разгильдяй и педант. Главный герой здесь много рефлексирует, сомневается, имеет проблемы с коммуникацией, сложно выстраивает свои отношения с женой, отцом, коллегами и начальством. Этим проблемам отведено немало времени с целью придать персонажу выпуклости и жизненности. Противостоит ему геометрически выверенный литературный убийца, обуреваемый жаждой смерти и гордыней. На протяжении всего текста автор подбрасывает нам намеки на возможную причастность к убийствам тех или иных фигур, заставляя думать о том, насколько маньяк близок к центру повествования - вытащить джокера из рукава всегда выглядит эффектным. Однако в полицейском романе не менее привлекательным смотрится и выбор чистого движения от загадки к разгадке в рамках классического поиска. Но, постепенно, учитывая сложность замысла и личную вовлеченность главного героя в события, роман из чистого детектива постепенно перерастает в триллер, жестокий и кровавый, амбициозно не претендующий на симпатию читателя. Мотив серийного убийцы оригинален, интрига уверенно поддерживается, множество цитат и отсылок к классическим произведениям остросюжетной литературы.

Вывод: «Хорошо». Твердая оценка. Грамотный французский детектив/триллер с претензиями. В последующих своих произведениях Леметр подтвердил свою высокую квалификацию. Но именно эта книга не для слабонервных. Основная масса отрицательных отзывов вызвана именно этим - крайне негативным эффектом от прочитанного - роман выбивает из зоны комфорта, чего уж там...