Больше рецензий

22 июня 2021 г. 21:04

636

4 Немного размышлений. Идея красоты, юмор в книге Ф. Бернетт.

«Между тем карета катилась дальше между двумя рядами великолепных деревьев, верхушки которых, сплетаясь между собою, образовывали как бы зеленую арку. Цедрик никогда не видал таких деревьев. Он не знал тогда, что замок Доринкорт считается одним из прекраснейших замков во всей Англии, что его парк, аллеи и деревья славятся своей красотой и не имеют равных. Но он инстинктивно чувствовал, что это прекрасно. Ему нравились и эти огромные зеленые гиганты, сквозь листья которых то тут, то там просвечивали золотые лучи заходившего солнца; и эти полянки, поросшие папоротниками и голубыми колокольчиками, колыхавшимися при нежном ветерке».

Инстинктивное стремление к красоте. Одна из главных идей Бернетт. Как я поняла, Френсис Бернетт ставит наивное, природное восприятие цвета, звуков, линий выше общепринятых представлений о красоте. И мне это близко. Не отрицаю, что интеллектуализированная эстетика хороша. Есть особая прелесть видеть и понимать красоту упорядоченную, красоту, слитую по канонам. И все же, нет большего удовольствия, чем растворять сознание в формах и видах природных, задуманных невесть кем миллионы лет назад.
Кому дан талант видеть красоту? Душам, избежавших алчности, невежества и эгоизма. Кто избег алчности? Конечно же, бедняки. Кто не эгоистичен? В основном, бедняки. Кто невежествен? Снова бедняки. Мда, такие противоречия встречаются у Бернетт. Мало уметь жить экономно, не желая большего. Мало быть альтруистом. Надо родиться благородным, получить воспитание, образование. Родители Цедрика не были ни рабочими, ни крестьянами. Они не работали физически и не боролись с миром за каждый день своего существования. Бродяги, чистильщики обуви, крестьяне-арендаторы могут только молиться о чуде. Конечно, автор дарует чудо. Маленький лорд одаривает всех нуждающихся. Всех да не всех. Всех, кто попал в поле его зрения. Красивая сказка. Книга для воспитания добрых чувств.
Только на этой книге поняла, что Бернетт никогда не делает юмористические вставки. Юмора просто нет. Да, дети заливаются веселым или сытым смехом. Но читатель не смеется. По-моему, читатель только тогда не смеется, когда автор не знает силы юмора. Безобидный юмор создает атмосферу дружбы, искренности (как в трилогии Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль»). Ирония раскрывает интеллектуальную и эмоциональную совместимость персонажей, может превратить врагов в друзей («Детство и юность Катрин Шаррон» Жоржа Клансье). Познавая жизнь, герои детских книг обретают поддержку в сарказме («Семь фунтов брамсельного ветра» Крапивина). А для писателя юмор – инструмент. Невероятное вытворяют с юмором Грэм Грин, Сомерсет Моэм, Исабель Альенде. О Гоголе, Чехове, Акутагаве и говорить не надо, юмор в их произведениях выполняет много функций. Возможно, после трагических событий Бернетт искала утешения не в жизни, но в уединении в своем саду. Наверное, только оставшись среди людей, писатель получает исцеление юмором. Русский писатель Михаил Осоргин говорил, что невозможно прожить жизнь, относясь ко всему серьезно. Могу только строить догадки, почему в книга Бернетт нет юмора. Тем не менее, считаю ее одним из лучших детских писателей.