Больше рецензий
21 июня 2021 г. 17:23
265
4.5 когда соседи становятся врагами: война в Восточной Боснии глазами очевидцев
РецензияТяжело и жутко рассказывать о том, что повествует этот графический журналистский репортаж. Да, это необычный “комикс“, это свидетельства людей из одного города, ставшего заложником военных действий, это сборник историй, которые оживают на страницах в виде подробнейших рисунков, это хроники глазами очевидцев — мусульман и сербов, ставших врагами, соседей, которые убивали друг друга и обкрадывали дома друг друга, людей, которые недавно дружили, ходили друг к другу в гости и отмечали вместе праздники...
⠀
«Горажде: зона безопасности. Война в Восточной Боснии 1992—1995» [графический репортаж], издано впервые на русском в изд-ве «Бумкнига», 2021.
Джо Сакко — мальтийско-американский карикатурист и журналист — с первыми конвоями миротворцев ООН попадает в один из самых пострадавших районов Боснии, в отрезанный войной и этническими чистками город Гаражде, где мусульмане выживали под обстрелами боснийских сербов. И здесь предельно чутко к героям и откровенно-простодушно автор изображает то, что видит, что слышит, что происходит с молодыми и старыми жителями той зоны, которую политики и военные назвали “безопасной“.
⠀
⠀
“Писаки-вуайеристы“, как назвал хлынувшие толпы журналистов в эти пострадавшие зоны Кристофер Хитченс (он предваряет графический роман Сакко своим “Вступлением“), внимание мира к пережившим нечеловеческие страдания людям, Боснийская война как “карнавал конфуза“ (опять Хитченс)... До сих пор нет ясных оценок всему, что тогда произошло, как с развалом Югославии появились новые государства, а уживавшиеся раньше разные национальности оказались в одночасье перед лицом катастрофы. Сербы и мусульмане, хорваты и бошняки...
⠀
За историей стоят конкретные судьбы людей, про эти поломанные судьбы и рассказывает данный граф. роман, словно воссоздавая картины, репортажи из оккупированных зон, с улиц, по которым стреляют, из домов, которые стали в одночасье могилами... Оказавшись в мусульманском анклаве Горажде автор становится одновременно символом надежды на новую жизнь, другом, которому можно высказаться, излить душу, заказать джинсы из Сараево, куда можно добраться лишь по проложенной ООН дороге...
⠀
⠀
— Почему вы приехали в Горажде?
— Почему? Потому что вы ещё живы...
Вас не изгнали, не изнасиловали...
Вы не лежите на дне могилы, вперемешку с тысячами других тел.
Потому что Горажде выжил, но...
...Как?
⠀
Мне было эмоционально тяжело читать и рассматривать эти рисунки, так подробно и детализированно передающее быт, архитектуру, разрушения, жизнь под постоянным прицелом, выживание, походы за гуманитарной помощью в другое “безопасное место“ с риском быть застреленным, оживающие истории о гибели родных и близких, о надеждах закончить университет, уехать в США и повидать мир, жизнь в осаде, свидетельства врачей, которые по живому делают операции без анестезии... И удивительно, как война и её ужасы перемешаны с обычной жизнью, с посиделками и просмотрами американских фильмах на кассетах, с разговорами молодых, с их влюблëнностью и иногда глупостью...
⠀
Об ужасах в Сребренице с 7 тысячами убитых мусульманских мальчиков и мужчин станет известно потом. Но когда читаешь и рассматриваешь этот графический репортаж, становится ещё страшнее, ведь сколько ещё не рассказано историй, как мало было сделано политиками и военными, чтобы не допустить этой резни, этих убийств и этнической чистки... И одновременно сам Джо Сакко нашёл близких себе людей, друзей, которые так гостеприимно его приняли в разрушенном анклаве Горажде, делились с ним не только алкоголем и песнями, болью и бедами, эти провинциальные люди стали для него семьёй. Сакко в этой книге ещё и смешной, и ироничный, и самоироничный.
⠀
«Деревня или маленький городок вроде Горажде могут годами зреть в бочонке истории, презираемые за провинциализм. Подавляющее большинство его жителей всем будут довольны или каким-то образом смирятся. Но чудовищная и пугающая правда о фашизме в том, что достаточно всего нескольких поступков (отрезанная голова свиньи в мечети, слух о похищении ребёнка, вооружённая провокация на свадьбе), чтобы поколебать или даже аннулировать все общественные и человеческие достижения поколений»
— Кристофер Хитченс.
⠀
Обязательно обратите своё внимание на это издание, на этот графический, художественный сборник.