Больше рецензий

Aleksius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2012 г. 09:52

661

4

Как-то под вечер сидели мы в каптерке с моими сослуживцами, попутно служа нашей Родине. Обычный скучный армейский вечер, но в этот раз у нас была гитара. И все мы по очереди играли кто о чем горазд. Когда очередь дошла до меня, я стал отнекиваться своей дворовой игрой на инструменте и специфическим набором песен. Естественно, это было бессмысленным оттягиванием времени с моей стороны, поэтому недолго я отпирался. А учитывая соответствующее настроение сыграл я им Летова «Вечная весна». Тема экзистенциального одиночества в этой песне, по-моему, схвачена как нельзя точно. «Вечная весна в одиночной камере…» Кто-то оценил мое творчество, кто-то стал вырывать гитару из рук, но это неважно сейчас. Я заново полюбил эту песню. А когда вернулся на гражданку, посмотрел самопальный клип на эту песню с кадрами из фильма «Ладони». Про жизнь Кишиневского дна. Так вот к чему я всю эту историю написал. Дело в том, что мне все это напомнило жизнь Ташкентского дна, описанную Рубиной. Хотя идея фильма Артура Аристакисяна была другой. Я же убедился еще раз в том, что люди низки по природе и только усилия над собой делают из нас что-то. В «Ладонях» был сюжет про слепую семью, где каждый зарабатывал сбором милостыни, а потом ныкал все от своих домочадцев. Им бы объединиться, но каждый замкнут в своем эгоизме. Также как Кате плевать на свою дочь, она не сможет ее никогда понять. Она жертва условий, но продолжает поступать так же, даже когда условия становятся благоприятнее.
Вера же видит красоту в человеке. В алкаше-отчиме, матери-убийце, в грязных ташкентских детях. Для нее Ташкент мил не такой, какой он есть, а каким она его умеет видеть. Наверное, это отголосок ее дворянского происхождения. Но и в Вере проявляется материнская неистовость. Она осознает, что может убить. И бежит от этого. Вера – это яркое подтверждение «весны в одиночной камере». В ней есть ощущение внутренней красоты не только других, но и себя. И эта красота воплощается в картинах. Поэтому картины и нравятся людям, они видят в них свои мечты. В них далеко не реальность (хотя и ее немало), в них то, как хотели бы эту реальность видеть другие.
Все-таки человек сильно зависит от условий, это еще раз подтверждается Рубиной. И даже талантливые люди, как Катя, могут стать подонками. Потому что мы разобщены. Мы живем и видим хорошее только в себе. А тех, кто видит его еще и в других, осуждаем и одергиваем.
У Рубиной главная героиня художница не случайно, ведь она умеет запечатлеть время и места, которых уже нет. Они живут в нас и на картинах. Только, как выясняется, живущий в нас город сильно отличается от реального. Наверное, это и есть подтверждение фразы «время лечит». Хочется верить, что жили мы в счастливом месте, чтобы не было диссонанса между тем как мы живем и как бы хотели. Вечное нытье старушек – А вот в наше время – раздражает, потому что в ваше время было все так же, только в другой форме. Человек одинок, но понять его может только другой человек, который тоже одинок.

Ветка комментариев


Потому что понравилась, но мне кое-чего не хватило по моим меркам. Это: линия Кати слишком отрывиста, еще показалось странным, что она так легко квартиру разменяла. Может действительно видела в дочери этот фатализм. Про Леню писал уже, странная личность. А еще, я, наверное, люблю более идейные вещи. Ну это уже особенности характера. Однако это не мешает читать Рубину и дальше.