Больше рецензий

18 июня 2021 г. 12:46

944

4 Не лучшашая книга Фаулза. Мне так кажется...

Джон Фаулз, без сомнения, – выдающийся английский писатель. Давным-давно прочитала его роман «Волхв», который меня натуральным образом потряс, отчего бросилась искать другие книги Фаулза. Но больше потрясения не случилось. «Коллекционер» не понравился вообще. Возможно, потому что, как уже писала, не люблю про психов. «Любовница французского лейтенанта» как-то тоже не затронула ни одной из струн души. Последний и не так давно прочитанный роман «Куколка» («Червь» - иногда называют) вызвала даже недоумение. При том, что меня не тронули сюжеты и философия этих книг, я согласна со всеми почитателДжон Фаулз, без сомнения, – выдающийся английский писатель. Давным-давно прочитала его роман «Волхв», который меня натуральным образом потряс, отчего бросилась искать другие книги Фаулза. Но больше потрясения не случилось. «Коллекционер» не понравился вообще. Возможно, потому что, как уже писала, не люблю про психов. «Любовница французского лейтенанта» как-то тоже не затронула ни одной из струн души. Последний и не так давно прочитанный роман «Куколка» («Червь» - иногда называют) вызвала даже недоумение. При том, что меня не тронули сюжеты и философия этих книг, я согласна со всеми почитателями Фаулза - любая из них - прекрасная литература. Наверно поэтому все же взялась за еще одну его вещь. «Башня из черного дерева» - это сборник. Название ему дала самая объемная часть. Наверно ее можно определить как повесть.
Долго не могла вчитаться из-за огромного числа сносок с именами художников, направлениями их творчества, названиями картин. Я люблю живопись, с удовольствием знакомлюсь с неизвестными (мне) художниками, но даже для меня это оказалось чересчур, и на какой-то странице я вообще перестала заглядывать в сноски. Правда, картины одного из перечисленных в книге мастеров – Уччелло Паоло ди Доно я все же поместила здесь себе на стену постом ниже).
Обитатели поместья, куда приехал главный герой, особого интереса не вызвали, поскольку нынче можно ознакомиться с чем-нибудь и покруче). Но, если бы читала книгу в 1972 году, в котором происходит ее действие, то, наверно, удивлению моему и даже некоторой брезгливости не было бы предела.
Все для меня изменилось, когда речь пошла о любви. Не потому, что именно о любви. Как уже неоднократно писала, меня от мелодрам тошнит. Кроме того, мешал явный перепев того же «Волхва» в очень кратком исполнении. И все же Фаулз смог меня тронуть. Он фантастически тонко описал момент пробуждения любви, не поддающееся рассудку влечение двух людей друг к другу, когда диалоги между ними бессмысленны, поскольку они уже в клубке смешавшихся эманаций взаимной приязни и желания. А рядом на окне горит лампа. Оконное стекло снаружи облепили бледные сгустки ночных бабочек. «…нелепые создания, ждущие невозможного. Мятущиеся души. Психеи. Жестокое стекло: прозрачное, как воздух, и непроницаемое, как стальная броня.» И между героями – стена. Из стекла ли, которое можно разбить одним резким ударом? Из пуленепробиваемой ли брони? Читайте и узнаете. Иногда говорят: лучше жалеть о том, что сделал, чем об упущенной возможности. Не знаю… У каждого свой душеразрывательный опыт. Что за «башня из черного дерева»? Это антонимическое сочетание относительно «башни из слоновой кости».
Я осталась равнодушной к переводу Фаулзом лэ (поэмы) средневековой поэтессы 12 века Марии Французской «Элидюк» и к последней в книге повести «Туча». А вот «Бедный Коко» и «Энигма» мне понравились. Но хочу предупредить, что во всех, входящих в книгу повестях, ружье, висящее на стене, так и не выстрелит.)) Концы разомкнуты, а потому – полный простор для читательской фантазии. Все повести объединяет нечто не свершившееся, до конца не объясненное автором и героями. За пределами повествования они остаются переживать либо горечь утраты, либо неотомщенности, либо той самой энигмы (загадки), что вынесена в заглавие одной из повестей.
Если кто-то еще не читал ничего у Джона Фаулза, я посоветовала бы начать с «Волхва», несмотря на большой объем. После этого романа сразу станет ясно, читать ли что-нибудь у этого писателя еще.
ми Фаулза - любая из них - прекрасная литература. Наверно поэтому все же взялась за еще одну его вещь. «Башня из черного дерева» - это сборник. Название ему дала самая объемная часть. Наверно ее можно определить как повесть.
Долго не могла вчитаться из-за огромного числа сносок с именами художников, направлениями их творчества, названиями картин. Я люблю живопись, с удовольствием знакомлюсь с неизвестными (мне) художниками, но даже для меня это оказалось чересчур, и на какой-то странице я вообще перестала заглядывать в сноски. Правда, картины одного из перечисленных в книге мастеров – Уччелло Паоло ди Доно я все же поместила здесь себе на стену постом ниже).
Обитатели поместья, куда приехал главный герой, особого интереса не вызвали, поскольку нынче можно ознакомиться с чем-нибудь и покруче). Но, если бы читала книгу в 1972 году, в котором происходит ее действие, то, наверно, удивлению моему и даже некоторой брезгливости не было бы предела.
Все для меня изменилось, когда речь пошла о любви. Не потому, что именно о любви. Как уже неоднократно писала, меня от мелодрам тошнит. Кроме того, мешал явный перепев того же «Волхва» в очень кратком исполнении. И все же Фаулз смог меня тронуть. Он фантастически тонко описал момент пробуждения любви, не поддающееся рассудку влечение двух людей друг к другу, когда диалоги между ними бессмысленны, поскольку они уже в клубке смешавшихся эманаций взаимной приязни и желания. А рядом на окне горит лампа. Оконное стекло снаружи облепили бледные сгустки ночных бабочек. «…нелепые создания, ждущие невозможного. Мятущиеся души. Психеи. Жестокое стекло: прозрачное, как воздух, и непроницаемое, как стальная броня.» И между героями – стена. Из стекла ли, которое можно разбить одним резким ударом? Из пуленепробиваемой ли брони? Читайте и узнаете. Иногда говорят: лучше жалеть о том, что сделал, чем об упущенной возможности. Не знаю… У каждого свой душеразрывательный опыт. Что за «башня из черного дерева»? Это антонимическое сочетание относительно «башни из слоновой кости».
Я осталась равнодушной к переводу Фаулзом лэ (поэмы) средневековой поэтессы 12 века Марии Французской «Элидюк» и к последней в книге повести «Туча». А вот «Бедный Коко» и «Энигма» мне понравились. Но хочу предупредить, что во всех, входящих в книгу повестях, ружье, висящее на стене, так и не выстрелит.)) Концы разомкнуты, а потому – полный простор для читательской фантазии. Все повести объединяет нечто не свершившееся, до конца не объясненное автором и героями. За пределами повествования они остаются переживать либо горечь утраты, либо неотомщенности, либо той самой энигмы (загадки), что вынесена в заглавие одной из повестей.
Если кто-то еще не читал ничего у Джона Фаулза, я посоветовала бы начать с «Волхва», несмотря на большой объем. После этого романа сразу станет ясно, читать ли что-нибудь у этого писателя еще.

Комментарии


"Башня из черного дерева " слабее" Коллекционера" и "Любовницы французского лейтенанта" но в целом неплохо. Моё мнение


Я согласна с вами!)