Больше рецензий

17 июня 2021 г. 16:57

474

3

Роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» написан в виде дневника некоего янки, который потерял сознание в Коннектикуте 19 века, а очнулся Англии 6 века. Можно называть это произведение фантастическим романом о «попаданце», псевдодокументалистикой (очень популярный прием в англоязычной литературе), сатирическим памфлетом, но лично у меня осталось впечатление истории человека, заблудившегося во времени.
Я бы выделила две важные идеи романа. Во-первых, человека создают его привычки и предубеждения, заложенные в него воспитанием (и я бы добавила: социальным окружением). А во-вторых, никакие жестокие порядки не могут вытравить из человека его человечность. Думаю, этим во многом объясняется противоречивость главных героев. Янки искренне сочувствует рабам и крестьянам, негодует при виде жестокости, ратует за всеобщее благоденствие и исправление нравов, но при этом из всего делает бизнес, не гнушается мошенничеством и дешевыми спецэффектами, превыше всего ценит комфорт и «блага цивилизации» (рекламные плакаты, телефон, бейсбол, канзасскую журналистику), берет себе титул «Хозяин», в конце концов. То же самое заметно и в короле Артуре, который и требует казни для провинившихся крестьян, и не боится на руках принести к матери девочку, умирающую от оспы.
Еще я бы отметила большую степень условности изображаемых событий. Англия, описанная в романе, – это, конечно же, не 6 век, скорее некое условное «Средневековье», и это не вполне Камелот традиционных легенд о короле Артуре (хотя Марк Твен использует основные сюжеты артурианы, даже обыгрывает сон-смерть короля). Янки хранит в своей голове все необходимые ему сведения о цивилизации 19 века (но цивилизации рядового американца, а не всего человечества). Создается впечатление, что все происходит в сотрясенном мозгу бедняги-янки (но это не точно!). Во всяком случае, такая условность позволяет Марку Твену и жестко критиковать современный ему мир, прикрыв его вымышленным Средневековьем, и хихикать над американскими стереотипами в открытую (чего только стоит бойкий стиль газетных заметок юного Кларенса в сочетании с куртуазным содержанием).
Марк Твен соединяет юмор, местами черный, с обсуждением серьезных гуманистических проблем и даже лирическими эпизодами. И все это порой в одной сцене.