Больше рецензий

15 января 2009 г. 00:49

54

5

Московский символизм.
У Ходасевича немного другой взгляд на вещи и на людей, он как-то мягче и больше интересуется литературой, чем личностями; по крайней мере больше увязывает их, чем другие авторы воспоминаний. Цветаева, например, начинает говорить о литературе и ударяется в личные воспоминания, Ходасевич - с точностью до наоборот.
Но да, образ Брюсова сформировался окончательно, то, что он пишет про Есенина хорошо бы проходить в школе, тогда бы он был куда живее, тогда логично самоубийство и совершенно нелогично убийство, и Белый, конечно же, тоже.
Впрочем, весь Серебрянный век выстраивается из лоскутков и намек на драму Белого, на его жену и на Блока - он только намек. Без Одоевцевой и Цветаевой было бы совсем не понятно.
И Пушкин, Пушкин; почему для них всех был так важен Пушкин я все ещё не поняла.

Комментарии


И Пушкин, Пушкин; почему для них всех был так важен Пушкин я все ещё не поняла.


потому что у них был только он (хотя для меня тоже загадна недооценённость Лермонтова), а у нас уже есть и они


И Пушкин, Пушкин; почему для них всех был так важен Пушкин я все ещё не поняла.


И каждый стих гоня сквозь прозу,
Вывихивая каждую строку,
Привил-таки классическую розу
К советскому дичку.

В. Ходасевич




1) потому что Ходасевич воспринимал поэзию, как культурный процесс, для которого необходимо работать в рамках традиции, иначе последует опошление. Пушкин для него был символом этой позиции (привил таки классическую розу);
2) в 1921 году Ходасвеч в своей записной книжке записал: "Пушкин — творец автономных миров, теург. Он поэтому многосмыслен. Лермонтов тенденциозен и не теургичен. Из Лермонтова не выжмешь ничего, кроме Лермонтова. (Который велик, конечно)". Для Ходасевича было важно создавать миры, сохранять со своими произведения отношения литераторские, а не жизнетворческие, как у Блока или Белого, потому что последний вид отношений разрушает жизнь. Что и доказал он своим "Некрополем";
3) Пушкин был более прозаичен, то есть присутствует больше бытовых мелочей, не соответствующих абстрактной поэзии символистов. Эта же черта присуща Ходасевичу, именно она в своё время отличила его от многих эпигонов (и каждый стих гоня сквозь прозу)