Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2021 г. 23:21

2K

5 "Можно делать что угодно, ибо все к тебе же и возвращается, как брошенный бумеранг..."

Регина. ..весь ужас в том, что жизнь, коли уж ты ее начал, идет сама по себе и без твоего участия, без вины и невинности.

Томас (подходит, растерянно глядя на нее). Проистекает из тысяч причин, которые может исследовать детектив или знаток людей, но только не из той единственной, глубочайшей, - не из тебя самого.

Сразу скажу (чтобы настроить читателей на верную атмосферу), какие произведения мне напомнила пьеса Музиля - нового для меня автора - с таким романтичным названием "Мечтатели". Это, прежде всего, Кейт Мортон - Когда рассеется туман (любовь двух сестер к одному мужчине), Владимир Набоков - Король, дама, валет и Джек Лондон - Маленькая хозяйка Большого дома (темы супружеских измен, явных и призрачных, и непростого для всех участников драмы любовного треугольника). Тему измен в литературе я не особо жалую, но пьеса сколь прекрасно написана, столь и глубокомысленна.

Начинается книга непонятно и странно - мы в затруднении насчет того, в каких взаимоотношениях персонажи меж собой. Все отчего-то с напряжением ждут приезда Йозефа, мужа Регины. Томас, муж ее сестры, Марии, непонятно чем обидел Йозефа, каким-то письмом, что ли. Что-то произошло между Йозефом и Региной, раз теперь они в состоянии развода (или думают об этом). Непонятно, каким боком здесь Ансельм. Кроме того, постоянно в разговорах всплывает и имя умершего первого мужа Регины, Йоханнеса (он закончил жизнь самоубийством).

Страничка за страничкой события разворачиваются и складываются в итоге в цельную, но довольно жуткую картинку. Ах, если б все было (закончилось) банальной изменой. Так нет же, все куда изощреннее. Любовные аферисты - необязательно альфонсы и ловеласы. Некоторым достаточно просто духовной власти над женщиной. Им, видимо, приятно ощущать, как зависит от тебя человек, как ловит каждое твое слово, как ломает свою жизнь (и себя попутно), чтобы соответствовать твоим ожиданиям и твоим идеалам. И внешне приятный, благовоспитанный человек превращается в чудовище, одержимое призраками ушедшей или пока не пришедшей любви (хотя чудовище, скорее, не жертва. Чудовище здесь тот самый мучитель, а ведь с виду так и не скажешь. Психопаты умеют втираться в доверие...)

Томас считает себя вполне здравомысленным человеком, но и он, похоже, уже в ловушке - есть люди, которым трудно противостоять, с чертовским обаянием, волки в овечьей шкуре, Ансельм точно из их числа...

Первый брак Регины назвать счастливым трудно - если муж решил добровольно уйти из жизни, нет ли тут твоей вины? Второй брак вот-вот разрушится. Семейная жизнь Марии и Томаса тоже медленно, но верно идет под откос, только вот Томас - не Йозеф. Томас сдержан, учтив, отстранен и холоден, он то ли до конца уверен в собственной жене, то ли ему попросту все равно (так и чувствуется набоковское дыхание). А может, в том и есть настоящая сила - в ледяном спокойствии. Есть красота внешняя, а есть внутренняя, красота поступков. Вот для меня Томас - олицетворение некой мужской силы и благородности. Он ведь не опускается до оскорблений или выяснения отношений, он выше этого (даже когда жена уезжает вслед за якобы любовником - он остается спокоен). Есть в нем какой-то стержень, помогающий с честью выходить из трудных ситуаций (с мечтателем у меня это слабо ассоциируется. Мечтатели - это как раз все другие, остальные, не он).

Томас Чепуха! Оказывается, это прекрасно! Быть оставленным - прекрасно! Все потерять - прекрасно! Не знать, что делать дальше, - прекрасно! Суженным до точки зрачком брать свою жизнь на прицел. Ничего не видя, оступиться на верхней ступеньке. И медленно, как лист, лететь сквозь огромное глубокое пространство.

Лицемер и комедиант Ансельм, напротив, смешон в своих потугах казаться благородным и высокодуховным, в промежутках между судьбоносными диалогами предлагающий замужней женщине бросить все и уехать с ним (как тут не вспомнить Наташу Ростову. Но то была глупая и наивная девочка, почти не знающая жизни. Мария - женщина зрелая, и, думается, она примет верное решение).

Вот за Марию я спокойна, она трезво относится к жизни (да и с мужем ей явно повезло). Регина же...ох, это смешение фантазий ( в том числе об идеальном мужчине), разочарований жизни, чувства вины перед погибшим супругом, мечт о радужном будущем и о себе новой (как будто прошлое можно выкинуть за ненадобностью...) Это женщина-дитя (два раза побывавшая замужем, но так и не научившаяся понимать и любить мужчин), которая ищет от жизни развлечений и ярких красок, от мужчин - восхищения и ясных действий, застрявшая мыслями в прошло-будущем, живущая где угодно, но только не в настоящем...

Регина. Давай уедем вместе, ты и я! Что-нибудь сделаем! Хоть что-нибудь! Помоги же мне! Иначе моя давешняя воля превратится в месиво отвращения!

Томас. Но Регина! Мир представляется чуть ли не физически более просторным, если соответствующую сторону все время заслоняло соседство другого человека. Тогда однажды вдруг оказываешься в на удивление просторном полукруге. Один как перст.

Pегина. Я не могу остаться такой, как была! А стать другой - как?! Как Мария?!

Томас. Просто блуждаешь, где придется. Тебе враждебны все, кто идет предначертанным путем, тогда как ты бредешь в мире непредначертанными тропами духовных скитаний.

5/5, сложная пьеса, великолепно выстроенная драматургически и с четкой мыслью-посылом: никакой другой человек не может сделать нас счастливыми (или несчастными). Это под силу только нам самим. Без толку менять партнеров, друзей, мужей, жен - если ты остаешься всегда тем же. Другого человека не изменишь, но и другой человек никогда не изменит тебя, не сделает лучше или хуже. Все исключительно в наших руках, в наших поступках, нашем восприятии мира.

Прочитано в рамках моба Театральная антреприза от клуба Драматургия

Комментарии


Ух, как интересно. Спасибо за рецензию, Настя.


Пожалуйста) Пьеса и вправду потрясающая)


Она ещё и новая для нас. Так что и за открытие - большое спасибо. :))


Да, большое спасибо, Настя! Я бы почитала, да и обложка очень красивая!


И пьеса такая же прекрасная!


Пришлешь мне её?