Больше рецензий

iraimir

Эксперт

по саморефлексии

9 июня 2021 г. 15:36

807

4

У меня не получилось сложить мозаику, которую Байетт с любовью и изощренностью художника раскрошила на мелкие песчинки и отдала кружить всем ветрам - вне времени и пространства.

Я улавливала частички сюжета, понимала принципы построения характеров персонажей, восхищалась изяществом языка, видела внутрисюжетные связи. Но все это по отдельности. Целой картины так и не вышло.

Я вчитывалась в абзацы, перечитывала раз за разом целые страницы. И в конце ловила себя, что мысли мои снова улетели куда-то вдаль, и совсем-совсем не хотят проникать вглубь философских изысканий титулованной Антонии Сьюзен.

А рассуждает Байетт в двух своих повестях ("Морфо Евгения" и "Ангел супружества"), вошедших в сборник, о тонких материях.  Первая почти полностью посвящена вере и тому, можно ли доказать существование бога. Вторая касается темы смерти и загробной жизни и того, как смерть близких отражается на оставшихся жить. Байетт, придерживаясь своего неподражаемого стиля, прячет пространные рассуждения в ткань обманки-сюжета или даже нескольких (замужество старой девы, наблюдения натуралистов, спиритические сеансы), но здесь ей удаётся это не столь искусно, как в романе "Обладать". Швы, по которым происходят стыковки разных жанров, слишком ощутимы, полет и высота идей тяжелы и нарочиты.

А может, все дело в том, что эта книга попала в мои руки не в то настроение, не в то время.

В любом случае, я по-прежнему считаю Байетт находкой для филолога. Никакой жалости к себе, только высокий хардкорный стиль неовикторианской литературы. Пойми её целиком, если сможешь.