Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

4 декабря 2012 г. 00:19

3K

5

Заметки к идеальной экранизации «Волхва»

Режиссёр? Пол Томас Андерсон – идеально. Сэм Мендес – скажем так, более всего вероятно. Марк Форстер – более визуалистично и красочно.
Ближайшие ориентиры: камерный парафраз романа в "Sleuth" Кеннета Браны, хитрющий водоворот «Широко закрытых глаз» Кубрика и исторические реконструкции в «Мандолине капитана Корелли» Джона Мэддена.

Начальные титры – сказка про принца и кудесника (жил-был юный принц, который не верил в три вещи: он не верил в принцесс, в острова и в бога) – рассказывается женским голосом с детскими успокаивающими нотками – предположительно Жюли, не Алисон. Фоном идут меняющиеся картинки к сказке, развивающиеся стилистически по мере повествования: от детских каракулей и пещерных рисунков, через иконы и ассирийские-египетские росписи к картинам возрождения и классицизма, импрессионизм и дальше. Кончаются титры портретом принца, выполненным в супрематической кубическо-треугольной манере, камера отдаляется и мы видим, что картина эта висит на стене в спальне Николаса. Николас просыпается и некоторое время лежит, промаргиваясь, уставившись в потолок, переваривая только что увиденный сон (собственно, сказку). Титр: "Лондон 1953 год".

В ролях. Николас – быть может, Итан Хоук. Он уже не молод, но я удивлён его отыгрышем в недавнем "Синистере", где он вполне удачно создал образ рефлексирующего интеллигента без идиотских штампов. Кто ещё? Джуд Лоу, но он будет слишком упирать на животный образ самца, тогда фильм приобретёт однобокий оттенок эродрамы.

Другие лица смазаны бездарной экранизацией 1968 года.
Кончис. Бен Кингсли слишком дороден и неповоротлив для такой роли. Я вижу Харрисона Форда. Старого, лохматого, с носом и даже серьгой. Он бы не стал неумело изображать из себя боженьку, как сделал Куинн, а орал бы и брызгал слюной, как и подобает безумному избалованному миллионеру.
Трепетных ланей на роли Жюли и Джун в Англии предостаточно, тут даже стараться не надо. Нужно, чтобы девушка играла неумело, и сам зритель всегда уличал её в неискренности, попутно выставляя круглым дураком Николаса.

Алисон – самый сложный персонаж. Самый реальный, сюжетообразующий, мятущийся, в отличие от застывших в патоке воображения островитян. Её будет играть сложнее всего, Алисон меняется каждую минуту, и Фаулз позже полжизни положил на то, чтобы поймать именно этот изменчивый образ девочки-женщины-матери-старухи-богини-нимфы.

Снимать надо конечно же на острове Спеце - реальном прообразе Фраксоса (см. фотоврезку в конце)

Самое важное? Самое важное для режиссёра, мне кажется, создать чёткое ощущение цитаты, главного и переломного предложения в романе:
"Ливень стихал, но дождевая свежесть — резервуарный дух мокрого камня — наполняла комнату до краев. Я представил себе, как она безвидно стекает по стенкам сотен колодцев; как в экстазе плещутся на дне рыбята."
Если зритель на самом деле почувствует всё это, то цель достигнута.

ах да, МНЕНИЕ


%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258B%25D1%2580Роман Фаулза для меня эпохален. Он для меня такой личный "Война и мир" (который я так и не читал). В отрочестве своём я очень подолгу заглядывался на издание Махаона с чудесной обложкой Андрея Бондаренко. И воображал себе о нем невесть что аля "Остров доктора Моро". Денег я на него так и не наскрёб, книженция исчезла из продажи и долгое время нигде не появлялась.
А потом, спустя долгое время, наконец прочёл. Очень спокойно, без разочарований, но и без особых восторгов. Фаулз показал мне, какой должна быть современная литература. Как можно скучнейший до банальности сюжет о буднях молодого учителя в интернате на острове подать не блистающим остротами, не обескураживающим формой высказывания, а строго, умеренно, по-взрослому, чёрт возьми.
О романе ОЧЕНЬ трудно говорить внятно, он воздействует на подсознание, на сны, на какую-то неактивную подкорку мозга, в которой формируются зачатки вкуса и интеллекта.
Более расхожий подобный пример - Толкин с "Властелином колец" - те, кто прочитал его вовремя, лет в 13, и кого он всамделишно вставил - те отнюдь не стали толкиенутыми на всю голову, роман сформировал их вкус к фэнтези и в дальнейшем являлся катализатором какой-то мозговой деятельности, направленной совсем в другое русло, нежели до прочтения.

Перечтя 8 лет спустя: логично, что мне меньше стали интересны происходящие на острове мистерии сами по себе, а интереснее стал внутренний перелом героя от похотливого мальчика до предпенсионного неврастеника, потом обратно, потом снова обратно, и так издевательски бесчётное множество раз, так, что в полном смысле слова ГЕРОЕМ он и не стал, лишь набором комплексов и условностей, портретом дурного послевоенного поколения (это забавно, но ни одного полностью положительного героя у Фаулза нету, что является, видимо, сильнейшим баттхёртом для многих, поставивших роману отрицательную оценку). Но в визуальном плане, конечно, мистерии важны: анубисы и чёрные козлы, обнажённые нимфы и греческий пантеон. Всех бесконечно длинных саркастических (иногда неуместно зашкаливающих) диалогов в фильм не впихнёшь, поэтому, естественно, надо ударять по визуальной составляющей.

Ещё: при втором прочтении исчезло чувство театра как такового. Начитавшись за 8 лет всякой околонаучной литературоведческой белиберды, я уже не был уверен: происходит ли с Николасом на самом деле, что происходило, да и выходил ли он вообще из квартиры в тот день, когда они с Алисон утром расстались. Или он просидел весь день дома, провертев в голове все эти невозможные 700 страниц повествования и вышел встречать её вечером, что и стало тихим, замирающим, как затихающая скрипичная кода после буйства духовых, финалом романа.

%25D0%25A4%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BA

остров Спеце (Фраксос)

The%2520Magus%2520by%2520Tom%2520Adams.j

артворк первого издания романа

1 2

Комментарии


Шикарно!


Надо снимать, звоню в Голливуд


Буду ждать пригласительный на премьеру :)

Я в своё время купила именно это издание, обложку которого вы показали. Как сейчас помню, в субботу после зарплаты совершила налет на Библиоглобус. Лет так 10 назад это было. По малолетству книгу не оценила. Книгу отдала почитать и так её кто-то и "зачитал". Сейчас купила уже другое издание и твердо намерена перечитать.


Я тоже второй раз купил взамен зачитанного, на суперобложке картина Блейка, а под ней шершавая академическая корочка - шараман.
Зато "Червь" у меня стоит какой надо, только так и нечитанный

10369


К слову, я в этом издании умудрилась еще и "Полубрата" прошляпить. Балда!
"Волхв" у меня теперь такой .
Вместо "Червя" есть Куколка
А "Полубрата" вообще нет. Т_Т


Надо тщательнейшим образом сравнить переводы Червя и Куколки, не нравятся мне все эти сомнительные перемены названий.
"Полубрата" не знаю, но да, Махаон тогда выдал элитарнейшую серию


Мне пока выбирать не приходится. "Куколку" мне подарили, буду читать её.
У вас всегда очень интересные и не стандартные рецензии. Пишите еще. И на "Червя" и вообще. :)


Спасибо, будем стараться.
Следующий отзыв на "Мысли" Паскаля планирую нарисовать в виде чёрно-белого комикса)


Эякуляция.


Преждевременная.

Приличные греки этим занимаются в море, чтоб не загаживать природу


Реца зацепила также как роман.


Голод по хорошему кино. В стотридцатый раз снять Анну Каренину - это мы легко, а шаг влево...


Итан Хоук в роли Николаса- это Мысль.


да спонтанно - посмотрел Синистер, вечером читаю - и уже он в главной ролив голове


О романе ОЧЕНЬ трудно говорить внятно, он воздействует на подсознание, на сны, на какую-то неактивную подкорку мозга, в которой формируются зачатки вкуса и интеллекта.


Да. Именно так. Спасибо!


я бы сказал, три раза за всю жизнь такое было: Властелин колец, Волхв и "Криптономикон" Нила Стивенсона. сейчас эра Криптономикона у меня пошла


А у меня "Волхв", "Лолита" и, наверное, стихи Бродского.


В ролях (моя верся):
Эфре - Джонатан Риз Майерс (тот же типаж слабовольного эгоиста, но внешность немного ен та - Николас темненький)
Конхис - Шон Коннери (властность, выдержка, и т.д.)
Мать близнецов - однозначно Фэй Данауэй


неплохо, Риз Майерс очень хорошо играет мерзавца в "Горменгасте"
Коннери надо только бороду сбрить,
а мать ещё может Миа Фэрроу


Так кто же в роли Алисон?! Я задумалась и вот - никаких идей, а теперь интересно


Николас её как-то описывает типа "красивая-красивая, а потом повернётся или свет по другому на лицо упадёт - и вдруг уродина". Сразу Шарлотта Генсбур возникает. Вот мать её Джейн Биркин в молодости, наверное, подошла бы
А если сейчас - Руни Мара, может


Оо, все, Джейн Биркин, дада. ОНО.


Но Руни... ей скорее поворачиваться долго надо, чтобы наконец красивой показаться, чем наоборот %))


Судя по картинке в роли острова Фраксос выступает православный монастырь Метеоры. Оригинально)


Не знаю, трудно отличить
Фраксос взял вот отсюда http://travelspace.ru/greciya/2012/greciya-spece-2.html


Браво! И спасибо! :))


Браво мистеру Фаулзу!


Фаулзу - само собой)) Меня тоже покорила эта книга.
Но прелести Вашего отзыва это не отменяет)


Роман абсолютно нереальный.


Практически да. Однажды наткнулся на очень похожий по сюжету - "Все люди враги" Олдингтона, но он посложнее и с первой мировой


Здравствуйте, рецензия - просто блеск! И доп. бонус про экранизацию! Надо подумать. Кончис должен быть небольшого роста - а Форд высокий. Кто-то с типажом Пабло Пикассо подошел бы. Алисон - Кира Найтли. Интересно, почему вы решили, что она -самый психологически сложный персонаж? Я не заметила в ней особой высоколобости. Вот Кончис - другое дело, там прямо океан психологизма. Что скажете?


Найтли хорошо, да
Алисон не психологически и не высоколобо сложна, она просто самая живая из всех, переменная в уравнении, которая меняет реальный мир. А островитяне хоть и изображают бурную деятельность, но склонны только эгоистично менять что-то внутри самих себя с переменным успехом.

Пикассо всё-таки выглядит довольно тихим человеком, а Кончис должен иногда злиться, махать руками, несколько раз оступаться во лжи - Эрфе такое подмечает по тексту. Не хочу видеть Кончиса спокойным как удав патриархом, он взбалмошный старик


Кто спокойный патриарх?!! Да Пикассо был как раз таки взбаламошным стариком, очень деятельным, при этом страшным эгоистом и позером, но и его гениальность никуда не денешь...Алисон - как пластилин, типичная рефлексия уже с такого юного возраста. Она попадает под влияние очень легко. Мамаша близнецов - вот крепкий орешек, да.


А, ok, а по фотографиям и не скажешь
Мамаша слишком уж мало времени проводит на экране. Скажем так, мне Алисон импонирует больше всех из героев, потому что она не СНОБ, как остальные


А я фильм не видела, ха-ха! Алисон точно не сноб, она ж из Австралии, кажется?


Это я образно про "на экране". В фильме 68 года мамаши вообще нет, там всё после Суда заканчивается. Алисон из Австралии, груба и неотёсана


А кто кого в старом фильме играет?


А вы не предлагали на роль Кончиса Харви Кейтеля ( который в 'Пианино')?
А режиссером поставить Спилберга.


Про Олдингтона поподробнее можно?

1 2