Больше рецензий

Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2012 г. 22:45

3K

5

Флэшмоб 2012
Нет, ребята, легче десяток Палаников прочитать, чем одну эту книжку школьного психолога Екатерины Мурашовой! Ей-Богу!
Это вам не гипертрофированный и глумливый, а тихий, будничный, каждодневный ужас. Ставший обыденным и никем особо не замечаемый, но реальный и узнаваемый по деталям.
Вот эта девочка на обложке, видите? Они ведь именно такие: угловатые, неулыбчивые, коротко стриженные (а кому им косы плести?), глядящие настороженно... Даже обычную игрушку в руках держит как-то неловко... Это дети - отбросы общества.
И все-же они дети. С фантазиями, которые для них и спасение, с присущим детям оптимизмом, с короткой памятью на плохое, с детской непосредственностью и изобретательностью. Пережитые детские травмы отложились в них психическими "отклонениями" и задержками в развитии. Но они еще с готовностью откликаются на доброе и искреннее, на подлинное дружелюбие, а не заигрывания.

Есть темы, о которых трудно говорить, о них тяжело думать. Невыносимо, потому что помочь и изменить по большому счету ничего нельзя. "Школа - всего лишь слепок с общества в целом", - говорит Клавдия, их классная. Все так, но почему эти дети должны почувствовать все язвы нашего общества в столь нежном возрасте? Это совсем уж бесчеловечно.

Всего несколько месяцев из жизни 7Е класса лучшей в городе гимназии, класса коррекции. Антон, главный герой, неторопливо и толково рассказывает о всех текущих и прошлых событиях в классе. Вот в классе появился "новенький", Юра, он инвалид-колясочник - веселый, добрый малый. Прислали молодого учителя географии и он интересно рассказывает. У Митьки пропала мать и дети остались одни... Не сразу, постепенно, мы узнаем, что у каждого уже за спиной своя нелегкая жизненная история, и о каждом можно писать отдельную повесть. Эти дети часто жестоки, но безошибочно чувствуют настоящую боль и трагедию. То, чем не могут похвастаться другие, из "спонсорских" классов.
Осколками своих исковерканных душ они тянутся к нормальной жизни, мечтают об обычной семье, просто хотят быть "как все". Защитный панцирь безразличия и ожесточенности еще не затвердел, сквозь него еще можно пробиться простым человеческим теплом и участием.

Дальше...

При желании, можно указать на некоторые недостатки книги, Что-то Антон слишком умен для 13-летнего пацана. Временами повесть напоминала персонажем - учителем географии, романтиком в розовых очках, - известный роман Алексея Иванова. Местами, когда ребята дружно и самоотверженно отправились искать Стефанию - "Приключения Электроника". Но в целом, это самодостаточная и оригинальная повесть. У нее есть одно огромное достоинство, перед которым все остальное становится не важным: Екатерина Мурашова сумела написать повесть о трудных детях, которые вызывают уважение и даже восхищение!!! Их не только безумно жалко, ими гордишься. Волнующе смотреть как пробуждаются в каждом из них добрые чувства. Как маятник от глухого отчаяния качнулся в другую сторону - к надежде.

Автор хорошо знает о чем пишет, и без труда представляешь эти картинки из жизни. Особенно один эпизод... Как вы думаете, что будет, если пнуть в бок бездомную бродячую собаку: "пшла отсюда"? Что она сделает? Оскалится, цапнет за ногу? Не-е-т, если выросла на улице - она тут же трусливо убежит, оглядываясь и поджав хвост. Собака знает, что гнев ей не положен по статусу. В повести есть эпизод, когда группа друзей из 7Е стоят на крыльце и смотрят на счастливчиков, из 2А, которые уезжают на автобусе на экскурсию. В автобусе появляются свободные места и Юра хотел бы поехать, ведь у него так мало радостей в жизни, но, родители "ашек" - против. Ребята не спорят, они понимают, что они здесь лишние. Только малявка Вадик, чей отец спонсор, поднимает бунт и, в итоге, добивается своего - Юра едет с ними.

Печально, что таких детей и таких коррекционных классов - Е, Ж, З- с каждым годом будет все больше и больше. Испугавшись последствий "демографической ямы", правительство наше спешно и необдуманно бросилось поправлять ситуацию, раздавая "материнский капитал". Не знаю как там в больших городах, а у нас в глубинке кинулись рожать все подряд безработные, алкоголички, прочие, ведущие асоциальный образ жизни. Родив, они вскоре забывают о детях, предпочитая им бутылку и очередного хахаля. Учителя уже сейчас, округляя глаза, говорят, что скоро этот "материнский капитал" придет в школу. Почему они не рады, понятно? Дети ослабленные, не имеющие навыков, не знающие ровным счетом ничего, потому что в садик ни дня не ходили. У родителей денег на садик просто нет. Да и где они садики эти? Кто бы их понастроил?

Ужасно хочется продолжения!!! Охота узнать, что стало дальше с этими ребятами - Стешей и Мишаней, Антоном, Витькой и Митькой, Пашкой. ..Если честно, я придумала каждому из них дальнейшую судьбу после расформирования 7Е . Она более-менее благополучна, потому что, не успокоив себя таким образом, мне не уснуть сегодня.

За совет спасибо VMS

Комментарии


Не ранее, как сегодня утром, в местных новостях увидела сюжет о том, что в нескольких школах нашего края появились классы для детей "повышенной заботы", оснащенные спецкомпьютерами и другими прибамбасами, развивающие моторику, чувствительность и т.д.


Ну вот, первые ласточки.

У нас группы подготовительные для шестилеток в садиках открыты. С детьми занимаются по 2-3 часа, готовят к школе. С родителями тоже "беседуют".


Наташа, это ты про обычных детей или с ограниченными возможностями?


Я про обычных, которые не посещают детский сад. Среди них, к сожалению, много из неблагополучных семей. С нами трудно. Не знают элементарного.
Есть, конечно, просто домашние, кто с бабушками дома. Им просто надо привыкнуть к детскому коллективу, к занятиям, распорядку. Они хорошо развиты, только немного адаптироваться...


Так что в этом плохого-то?
Больной ребенок может родиться и у вполне нормальных родителей. Да и, в конце концов, дети не виноваты, что их родители пьют и гуляют.
У нас, наоборот, с нормальными реабилитационными садиками и классами беда.


А кто говорит, что это плохо, мы просто констатируем факты.


Ой, я не вам, а автору рецензии :) К чему это про "первых ласточек" было-то...


Да мой коммент про ласточек не имеет отрицательной окраски...
Я имела ввиду, что наконец-то общество начало адекватно реагировать на проблему, которая существует уже давно.

У нас, наоборот, с нормальными реабилитационными садиками и классами беда.


Вы знаете, у нас тоже! И в других местах. Кто будет этим заниматься, если даже учителей-предметников не хватает? Специально обученные учителя с зарплатой в 5 тысяч? На бумаге напишут, отчитаются, а реально мало толку будет. Так что пока своими силами, на голом энтузиазме.

В книге Е.Мурашовой "Класс коррекции" речь идет о том, что этот класс, с таким обнадеживающим и правильным названием, по сути просто резервация для неудобных детей - и с асоциальным поведением и просто с физическими отклонениями. Все вместе, да. И педагоги с ними работают не какие-то там Макаренки, а вчерашние студенты, ныне молодые неопытные учителя или учителя старой закалки, напоминающие больше жандармов. Такая вот, блин, коррекция.:(


Я не решилась читать эту книгу. Столько живых примеров, которым в нашем городе помощь не оказывают, увы...


Мне почему-то кажется, Лена, что ты ее все равно прочитаешь когда-нибудь.)


Возможно) Она у меня была в хотелках, но побоялась ее планировать на ближайшие месяцы. Слишком много боли и в ней, и в реальности.


Не поверишь, но боли как таковой в книге нет. Может я не точно выразилась в рецензии, но Мурашова, как и герой-рассказчик, не пугает. Не говорит нам, мол, смотрите, что творится. Антон рассказывает обо всем вокруг, как о будничном, воспринимая все как данность.


Стоит на полке, буду читать! Спасибо!


Да! А я обязательно прочту твою рецензию, Наташа.


Я буду рада)))) Я у Мурашовой прочла в свое время "Дети-тюфяки и дети-катастрофы". Это было очень ценно и полезно. Очень хочу ее прозу художественную почитать.


Она и книги по психологии пишет? Будет время - почитаю. Интересно.
"Ребенок-катастрофа"гык) - это как про моего старшенького в раннем детстве.)) Любопытно почитать, помечу себе.)


В её профиле на флибусте, кажется, есть все: художка, психология, практическая психология (типа деетй катастроф), биология, и, кажется, даже любовный роман.
Мне очень понравилась её книга "Лечить или любить"


Спасибо, возьму себе на заметку.


Замечательная рецензия! Но читать не буду. Сама некоторое время работала педагогом дополнительного образования в коршколе. Вспоминаю с ужасом. Страшнее всего то, что в классах вместе с умственно неполноценными детьми учатся и социально незащищенные дети, которым не место в такой школе...


Да, в таких местах надо работать, имея огромный запас жизнелюбия.

Мало, наверно, таких школ, вот и собирают всех в кучу.

У нас в городе есть такая школа-интернат. Я бываю у них и просто преклоняюсь перед этими педагогами!
Они все очень талантливые! Нет такой техники рукоделия, какой бы они не владели. Дети у них умеют все: оригами, бумажная пластика, вязание крючком и спицами, вышивка, изделия из теста, из бересты, купаж и еще многое другое, чему я и названий не знаю. Как заходишь - все стены в рисунках и изделиях ДПИ. В коридорах, в классах. .. Чистота и порядок, цветы кругом.
Ребятешки приветливые, ухоженные все, заняты чем-нибудь постоянно.


отличная рецензия!книга очень тяжелая,согласна.очень переживала за этих ребят.


Спасибо, Аня.
Но книгу вполне можно читать подросткам. Она им и адресована, как мне кажется.


Я Вам, если честно, немного завидую - мне не удалось придумать, что случлось с детьми после. И эта недосказанность и незакрытый гештальт все еще немного меня гложет.


Это была защитная реакция. Вы, я вижу, совсем недавно прочитали эту книгу? )


Утром. За два часа до того, как написала комментарий.
Хотя, возможно, в отсутствии продолжения Мурашва права - вторая книга могла не получиться столь же сильной как первая.