Больше рецензий
6 июня 2021 г. 18:59
350
4.5 Рождение монстра, или Оттаявшая память
Рецензия«– Помнить – не всегда благо».
(Томас Харрис. «Восхождение Ганнибала»)
– Что осталось в тебе, чтобы любить?..»
(Томас Харрис. «Восхождение Ганнибала»)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Доверяете ли вы своей памяти? Никогда она вас не подводила?
После прочтения четвёртой, – завершающей цикл романов о невероятном убийце-психопате Ганнибале Лектере, книги «Восхождение Ганнибала» (2006 г) Томаса Харриса я подумала о том, что память – очень странная штука: иногда она «вспоминает» то, чего на самом-то деле и не было…
Нужна ли была четвёртая книга? На первый взгляд, ощущение, что трилогия – это «всё, что нам нужно» … Искушенные читатели, на мой взгляд, и так знают, что корни психических отклонений уходят глубоко в детство. К тому же Харрис уже рассказал нам об этом в предыдущей книге…
«Восхождение Ганнибала» отчасти напоминает эпилог к завершённой трилогии, когда автор объясняет становление личности антигероя – «раскрывает карты», но в то же время то и дело отсылает к событиям прошлой жизни зрелого Ганнибала Лектера, совершая повторы прочитанного. По сути – это приквел, то есть произведение, предшествующее событиям трилогии о Ганнибале – Каннибале.
Уж если расставлять все точки над i, то тогда не хватает большого пласта жизни зрелого Ганнибала – становление учёного-психиатра и выход его из «ледникового периода» – замороженного состояния, которым заканчивается роман. Почему после свершившегося «правосудия» и наказания в нём снова с неистовой яростью просыпается монстр?
Четвёртый роман напоминает Колобка из русской народной сказки: «По сусекам помети, по амбарам поскреби, вот и на колобок наберётся». Поскрёбыш… Разве можно его сравнить с умопомрачительными «Молчанием ягнят» и «Ганнибалом»? И даже с прекрасным «Красным драконом»? Не хватает остроты, динамики, психологизма, интриги… Чувствуется некоторая затянутость и… неоправданные ожидания чего-то важного и неожиданного. Если бы читатель ничего не знал про Мику – сестру Ганнибала, то восприятие романа было бы совершенно иным.
Вместе с тем автор срывает покровы таинственности с незаурядной личности Лектера. Нам расскажут и про задатки аристократизма антигероя, и про его происхождение, и незаурядные художественные способности и даже про генетическую предрасположенность к психическим отклонениям… А может быть не надо было этого делать? Зачем читателю эти доскональные детали? Этакое препарирование… Пропал ареол таинственности. Но это дело вкуса и, конечно же, право автора. Хотя опять же читатель и так знает, что Ганнибал в детстве жил в старинном замке, а всё остальное может достроить его воображение.
Японские мотивы в романе, наложившие отпечаток на личность Лектера, отправляют читателя к первой книге тетралогии – «Красный дракон». Вместе с тем они же представляют любовную сюжетную линию 18-летнего Ганнибала. Отношение возлюбленной мачехи к своему пасынку весьма показательно: какой бы ни была любовь, жажда мести и страстная ненависть оказываются сильнее – любовная линия обрывается драматически.
Наиболее ярко Томас Харрис описывает события периода окончания Второй Мировой войны. Литва. Старинный замок. Охотничий домик. Мародёры. Зима. Голод. Двое несчастных детей, оставшихся в живых после ужасных смертей родителей и челяди в замке Лектер, которые произошли на глазах Ганнибала, нарушили и без того, видимо, не совсем здоровую психику подростка. А последующий холод и голод, следствием которого стал каннибализм (кстати, не редкое явление Второй Мировой, особенно на Восточном фронте) нанесли сокрушительный удар по психике мальчика, сделав его практически сумасшедшим с частичной амнезией.
Психика включила механизм защиты: он забыл многое из того, что происходило. Но память весьма коварна – она дорисовала недостающие фрагменты и то, что приходило во сне, не совсем соответствовало реальным событиям…
Война закончилась. Мальчик выжил. Желание мстить поглотило его целиком и полностью – о человечности не могло быть и речи: сформировался монстр.
На мой взгляд, Томас Харрис создал замечательную тетралогию, в основе которой – проблема человечности, точнее, – её утраты.