Больше рецензий

5 июня 2021 г. 02:38

1K

2 "Не для таких дураков, как ты, писано!"

Дело не в том, что я не слишком понимаю написанное (а я реально не понимаю), а в том, что всё, что я в тексте всё-таки понимаю, заставляет меня бить дланью о чело моё. Итак, с нахрапу Лиотар заявляет, что ждёт нас эра информации. Пишет он это в 79-м, так что стоит стать на колени и восхвалить его прозорливость, ум и чего-нибудь там ещё, бо мы живём в информационном веке, но я, вооружившись дискурсом, и отбиваясь им от наскакивающей эксплицинтности, стараюсь понять - алё, дядя, а как ты пришёл к сей великой мысли? Да никак. Он высказался и этого достаточно.

Далее следует мысль, которая и в википедийную статью вытащена - "все царства-государства станут биться за информацию". И, наверное, при этом пора с колен тихонечко перейти в локте-коленную позу, но... Но по реалу это не сбылось. И не могло сбыться. Потому что у нашего дядечки-француза нет простого понимания, на что информацию можно обменивать. Информация не является ресурсом. Чтобы у неё появилась ценность, требуется эквивалент, к примеру, общественное мнение, а ещё лучше - научное применение, которое даст более быстрое производство качественного продукта, но информация не ресурс, ценимый сам по себе, который можно употреблять прямо, а не опосредованно. Государствам нет смысла бороться за информацию, потому что любому государству много выгоднее создавать собственную информацию и скармливать гражданам своё видение мира с "нас хочет захватить Запад". Вы поняли? В своём неуёмном восхвалении информации и информационного века Лиотар просто обошёл стороной самый важный вопрос в продвижении любого продукта - вопрос, кто и как продукт будет изготовлять.

Я не знаю, почему именно французы так сходят с ума на том, чтобы высказывать то, что выглядит умно за счёт перенасыщения "метанарративами " и прочей "детерминацией", вместо реально умных мыслей. Кого не вспомню, кто обожал употреблять термины, так обязательно француз. И за его терминами идеи не стоит. Кстати, почитала в других рецах - не все термины Лиотар ещё и употреблял правомерно.

Что представляет собой книга? Кроме того, что представляет собой бред. Это попытка построить модель информационного общества, не имея при этом о моделях устройства общества никакого представления. Я читаю словоотделение... дилетанта. "Есть научное знание, а есть другое, нарративное, которое я вам не поясню, потому что я его только что выдумал и пока не придумал, что оно будет означать".

Давайте я с моими мозгами, которые были заточены конкретными экономическими примерами, а не словотошнотой, попытаюсь построить модель того самого (уже существующего) информационного общества. Кто будет производить продукт? Предположим, любой, кто им обладает, всякие коучи и скиллбоксы. Но зачем его будут покупать? Чтобы обменять на более эффективную работу, получить квалификацию. Это повышает ценность информации, но не делает её ресурсом, за который будут сражаться государства. Потому что сбить цену можно в пять минут (что мы сейчас и видим) за счёт выложенных на Ютубе роликов. Причём те, кто производит информацию на Ютубе, скидывают её либо за небольшую оплату от самого Ютуба, либо тупо за лайки. Намного большей ценностью в нашем обществе является внимание и одобрение, а если переводить на язык терминов - "система одобрения". Мы же все понимаем, что такому, как Лиотар, нечто подобное даже в голову не придёт?

Другая система ценимой информации - коучинг. Абсолютно рабочая информация. Компании нанимают коучей, чтобы повысить эффективность сотрудников, люди ходят на лекции коучей, чтобы повысить свою эффективность. Второй вопрос - лекции неэффективны. Это просто набор давно известных формул "верь в себя", "выйди из зоны комфорта", "покакай в фикус". Их смысл не в том, чтобы повысить реальную эффективность, они действуют как сеанс у психолога, снимают напряжение людей, которые хотят быть уверены, что постоянно повышают свою квалификацию. Это отдых для мозгов, помноженный на убеждение людей, что они не тратят время, а получают нужную инфу.

И эти коучи подводят нас к третьему виду коммерческой информации, которая сейчас ценится. Видимо, именно её Лиотар назвал нарративной и решил очень-очень избегать пояснений термина. Потому что это развлекательная информация. А так как я развлекательную информацию и изучаю, и произвожу, то я даже знаю термин, которым её обозначают - рекреационная. Но если бы Лиотар написал такое прямо, фиг бы кто стал читать его бред сивой кобылы. Написал "нарративная информация" и уже десяток тех, на кого термины производят гипнотический эффект, будут драть глотки, что нет, ты просто дурочка, это не развлекательная информация, а нарративная, а что это такое мы не поясним, мы это поняли сердцем, потому что мы умные. А написал бы Лиотар "рекреационная" или того хуже "развлекательная"? Ему бы сказали то, что и просится: мужик, ты нам книгу продаёшь с тем, что мы и так знаем? С начала двадцатого века мы стали более лучше жрать. У нас появились технические новинки (для 79-го года - распространение библиотек и телевидения). В постиндустриальном обществе не нужно такого количества народа на заводах, НТР на дворе! Большинство людей уходит в сферу сервиса и развлечений, а чтобы оставались рабочие места, требуется, чтобы общества и стало потреблять больше информации и развлечений. Причём, алё, рынок производства перенасытится быстрее, чем рынок сбыта (производство превзойдёт спрос), потому в будущем не будет битв за информацию, напротив, будут битвы, чтобы к своему продукту привлечь внимание.

Лиотар продаёт настолько идиотскую схему... Ну да, он не экономист, он философ. Потому ему не приходит в голову простая мысль, что информацию слишком легко произвести. Каждый человек может производить информацию. И цена на информацию будет зависеть не от правдивости этой информации, а от "красоты упаковки". Государствам нет смысла бороться за знания, информация - это не самовозникающий в недрах земли продукт, чьё количество строго лимитировано. Любое государство будет самостоятельно производить информацию и не просто скармливать, а продавать согражданам. Повторюсь: правдивость информации не будет учитываться в информационном сообществе. Имеет значение не правдивая инфа, а та, за которую больше платят. Я уже молчу о том, что интернет поставил на Лиотаре большую и жирную букву Хэ.

Что я только что прочитала? Почему эта книга НАСТОЛЬКО глупа? Я не буду исключать версию, что это я идиотка и просто "не поняла", "не доросла" и прочая фигня тех, кто "понимает сердцем". Но то, что предлагает Лиотар - это стопудово нерабочая модель. То есть он слышал, что впереди информационное общество, он своими лапами демонстрирует таблицы, что все уходят в сферу услуг, после чего полез своими грязными философскими руками в сферу экономики, в которой ни бельмеса ни одним сивым мерином.

О знании как таковом:

Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам. ... Повествовательная функция теряет своих функторов, своего великого героя, свои великие опасности, свои великие путешествия, свою великую цель. Он рассеивается облаками повествовательного языка ... Где, после метанарративов, может находиться легитимность?


Это из Википедии. Вы поняли, почему Лиотар испытывает недоверие к метанарративам? Я нет. Я уже подвисаю на "Он рассеивается облаками повествовательного языка". Что такое "облака повествовательного языка"? То есть вы понимаете, насколько шикарный продукт книга Лиотара? Если ты говоришь, что не веришь в метанарратив (а с тебя, так как ты не философ, ещё и потребуют обоснования), тебе говорят: "Дурак ты, Петя, тебя Лиотар уже обскакал". И никому ни фига не интересно, что у Лиотара ноль аргументов, а у тебя их может быть вагон. Переводя бред на русский, Лиотар нудит: "Я не верю метанарративам, не нравятся они мне". А те, кто пробился сквозь его "облака" уже считают себя такими крутыми, что обращать их внимание на отсутствие аргументации равно тому, чтобы говорить - "зря ты пробивался сквозь его термины, там смысла нет". Лез человек на гору, лез, так он прибьёт каждого, кто обратит его внимание на то, что с другой стороны горы удобное шоссе, а на вершине в кафе подают разбавленное пиво. За то, что человек претерпел столько трудностей, он будет разбавленное пиво называть "неординарным" и не иначе.

Другой вопрос "знаний" - это то, что они будут у машин, а те, кто будет решать, что закладывать в машины, и будут нами править. Ууууууу, бууууу! Страшно? Мне это кажется бредом. Потому что опять же не учитывают экономику. Насколько будет тяжело изготовить/владеть подобной машиной? У нас у всех есть персональные компы (молчу уже про смартфоны). Я вообще фалломорфирую, когда Лиотар строит всю свою систему на дефиците - дефиците инфы, машин и пр. Тогда как у нас переизбыток всего и... не забыли? Ценным становится внимание к изготовляемому тобой продукту. Я понимаю даже возражения будущих спорщиков (надеюсь, они будут адекватны, а то меня любят сумасшедшие, видимо, чуют свою), что Лиотар всё это писал в конце семидесятых и тогда всего было мало. И чё? У него система строится на его узких представлениях. Зачем ценить систему, где человек не только не смог предсказать будущее, но даже не учитывал прошлое, которое помогло бы ему изготовить более рабочую модель?

В какой-то момент я стала жалеть, что Лиотар не жил в СССР. Не кипятил в баках горячую воду, когда отключали её в кранах, не стоял по полтора часах в очередях. То есть у него этакого... *цензура* было время, чтобы писать коммерческий продукт. Рассуждать о том, что такое знание. То есть вполне известные вещи облачать в доспех из терминов, чтобы потом толкнуть истеричным мальчикам, которые получают сексуальное удовольствие, продираясь через термины (потому что иного сексуального удовольствия лишены), а также эстетски рассуждать о марксизме. В НИИ его гадёныша! Чтобы писал по двадцать страниц "Как говорил великий Маркс, легитимация легитимации онтологически содомизирует врагов социализма".

Всё это игра. Тупая, как валенок. Но имеющая своих поклонников, вроде игры - "Бегать вокруг поля и кричать Лошааааадка!". Я погуглила, кто и что вынес из книги. Очень много бреда, выраженного сложными конструкциями. То есть человек придаёт смысл сложной конструкции просто потому, что сложная конструкция приобщает его к кругу "избранных". Само собой, назвать смысл, стоящей за такой конструкцией человек не сможет, но сможет стигматизировать (о да, я тоже умею в термины) тех, кто скажет, что смысла за такой конструкцией нет. Добавлю один крохотный нюанс. Смысла в таких конструкциях реально нет. Это книга о Великом Ниачом. То, что я вычленила из этого го... горы предложений хотя бы идею Информационного Общества - это Лиотар должен стать передо мной на колени и благодарить. Это громадное количество самоочевидных структур передачи информации. С адским количеством цитат и без единой оригинальной (а тем более аргументированной) мысли.

Различие между денотативным высказыванием, имеющим когнитивное значение, и прескриптивным высказыванием, имеющим практическое значение, состоит в релевантности, а следовательно, — в компетенции.


Дело не в том, что мне лень разбираться, какое высказывание какое. А в том, что при знании значений эта разница должна быть очевидной. И Лиотар эту разницу просто называет, не делает никакого вывода. То есть он не использует доказательную базу, он просто называет различие. Продирание через его книгу сравнимо болтовне с местным городским сумасшедшим, который несёт что-то о йети в канализации и о посланиях, которые он получает по электрической розетке друидическим алфавитом. В тринадцатой главе выползает... квантовая физика! Мне никто не вернёт это потраченное время! Мне никто не вернёт эти потраченные нервы! В этом нет смысла. Человека несёт. То есть что такое научная, псевдонаучная или вообще книга, претендующая на нонфик? Это некая идея, к которой человек подбивает клинья доказательств. Даже упомянутые сумасшедшие пытаются доказать, что человечество произошло из канализации (в этом я им верю) по движению листьев в ветреную погоду. Что я вижу тут? Облака повествовательности в штанах. Знание бывает такое, а ещё такое, а ещё вот такое. И чё? Твоя классификация (а всей твоей классификации - это деление на нарративную и научную) - говно. [Апдейт наутро. Потому что меня продолжает бомбить и потому, что лучше записать, пока я помню. Нельзя разделять инфу на научную и нарративные. Это как делить столы на деревянные и квадратные. Если художник Иммануил сделал перфоманс перед художественным салоном - поджёг себе волосы на ж**е, а потом у него перфоманс стали покупать, так как он автор идеи, то это информация! Информация, обладающая коммерческой ценностью. Но нарратива в ней ноль! Научности - тем более. Не просите меня определять художественную ценность, очень может быть, что она и есть, эмоции это точно вызывает. Как и всё искусство, оно будет относиться к рекреации. Если алхимический трактат будет записан как художественный текст, то есть нарративом (есть подозрения, что "Химическая свадьба" является алхимическим трактатом), то это всё равно будет научный текст. Блин, как же меня взбесило, когда Лиотар на протяжении главы мямлил, что нарратив может являться легитимацией научного текста. Что ты, мать твою, понимаешь под легитимацией? Если то же, что всё остальное человечество, то ни хрена твоё высказывание не верно. Люди привыкли, что нарратив присущ художественному вымыслу и легитимация научного текста от нарратива снижается. Пипец пипцовый! Я клясться готова, что Лиотар не знал значения "легитимации" и вообще половина терминов в книге, как в стихах Шалтая-Болтая, то есть значат то, что хочется автору. И в каждом абзаце по разному.] Всё, что там хорошего в книге, ты взял от Витгенштейна, от языковых игр до теории игр. Это не твои мысли, дедуля! А учитывая, как косноязычно ты всё пересказал... Галоперидол по тебе плакал в тех лихих семидесятых.

И сноски, сноски, сноски. Ощущение магистерской диссертации. Как там звучит поговорка? Вроде, переписал одну научную книгу - плагиат, две - курсовая, три - диссертация, четыре - пятая научная книга. Цитаты (непрямые) занимают 80% книги. Связь между ними нулевая. В наше время при проверке на антиплагиат, чувака бы сожрали с говном налопопам. Если бы я такую диссертацию написала, заплакала и сожгла бы её раньше, чем меня отымели бы на научном совете. А как нонфик, типа, такое говно катит. Классический труд. Труд без единой собственной идеи! Просто с одним прижившимся термином (постмодернизм).

Вердикт: СЖЕЧЬ!

Комментарии


Мне очень понравилась ваша рецензия и ее эмоциональностью и дельными мыслями. Интересно, что в этом случае отрицательный отзыв не отвратил от чтения книги. Захотелось узнать, действительно ли это такое г... Хотя в моем случае, книга скорее всего попадет в долгий ящик и, может, там и умрет.
Но за экспресию спасибо.


Спасибо за комментарий :)
А насчёт книги - советую пролистать пару глав, лучше всего, где-то ближе к десятой. Там самый концентрат попыток в "пересказать языковые игры своими словами, делая вид, что это критика". Это поможет определить - подвинуть в долгом ящике книгу поближе или дать умереть пораньше))


Хороший совет, потому что совершенно не хочется убивать время на чтение фигни. )))


Бомбануло так бомбануло))))


Я прочитала ВСЮ книгу! Просеивая её на предмет мыслей САМОГО Лиотара. Я каждый долбанный абзац помню в лицо! Расшифровываешь его, а он ни значит ни хрена!!! И так пятьсот раз! Так что это только слабая тень моего бомбления!)


Вот честно я тебе очень сочувствую, но при этом и тихо ржу)))


Да на здоровье) Но учти, что теперь у мня этот Лиотар станет именем нарицательным))


Запомню))


*задумчиво*
Можно и как глагол... Залиотарить по самый постмодернизм...


звучит прикольно)


Я не знаю, стоит ли советовать такой экзотический нонфик... Но после Лиотара я прочитала Арнонкура! Боже, как же он мне понравился!!! Блестящая вещь о том, как надо "читать" старинные музыкальные произведения. Я сама прочитала влёт!


А рецка будет?)


Пока - точно нет. Надо нормально перечитать. Я читала быстро, выписывали мысли.
Где-нибудь в июле-августе. У Арнонкура и лицо было приятное, и мысли он излагал потрясающе, уверена, что и дирижёром он был обаленным!)))


Классно, когда так)))


Это к вопросу, что я всегда ищу хорошее в книгах и писателях. Но если не найду - им пипос!))


Аррргх!
*демонстрирую опасность*