Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2021 г. 19:26

362

3.5 Желавшие жить, но выбравшие смерть

Какие бы ни были все еще продолжающиеся споры касательно адаптации названия на русский язык: отражает-не отражает описываемую в книге реальность, заложен-не заложен дополнительный смысл, на что метафора или аллюзия и т.д. Имея то, что есть, однозначно можно сказать: название обращает на себя внимание, запоминается и в принципе без аннотации сразу задает тон и проблематику, явно не рассчитанную на столь же хрупких созданий, какие собраны здесь…
За один год пять сестер Лисбон ушли из жизни по своему, никому неведомому и непонятому, желанию. Все началось с самой младшей – Сесилии тринадцати лет. В самый разгар лета. У нее это получилось не с первого раза: вовремя нашли, кровь остановили, вскрытые вены зашили, бритву отца выкинули или припрятали подальше. Психолог тоже приходил ее навестить в больнице, но патологий у девочки не выявил, а родители отказались от его услуг, остальным сестрам их даже не предложили. И на первый взгляд все вернулось на свои места, если они вообще были у обитателей дома семьи Лисбон, куда практически не попадал посторонний глаз из-за жестко установленных правил. Но соседские мальчишки, которые до первых своих седин сохранили память о загадочных сестрах, собрав экспонаты и воспоминания участников событий, пытаются все равно попасть за запертые двери и задернутые занавески, чтобы разобраться в их тайне…
Необычный выбор повествователя делает Евгинидис для своей книги – это многоголосье выросших соседских парней, которые восстанавливают хронологию событий точно выкладывают мозаику в храме памяти. Но даже при такой форме это не детектив, не расследование, не какой-то психологический опус – это поэма-коктейль о жизни, смерти и любви, первой, настоящей и единственной. А обращено признание, конечно, к сестрам Лисбон, которые здесь и являются главными героинями. При этом автор не пытается в прямом смысле залезть в их шкуру или как-то препарировать их поступки по множественному списку мотивов, но создает особую атмосферу, позволяющую читателю физически почувствовать состояние девушек. Этой удушающей атмосферой пропитано каждое слово, каждая строчка точно из комнаты или мешка на голове постепенно уходит кислород и тебя обволакивает удушающим газом медленно и верно, а организм обманчиво клонит в сон, чтобы одновременно продлить существование и сделать смерть чуть менее осознанной. Она создается с помощью и подробного описания окутывающих дом запахов гниения и разложения, и удушающей жары времени действия и отдельных ключевых моментов, когда героям по разным причинам не хватает воздуха, и вырубаемых для профилактики деревьев с сжиганием опавших листьев. Такое состояние как будто специально не даёт возможность проглотить книгу даже при всем желании, учитывая, что в принципе сюжетная развязка заявлена в самом начале, а окутывающий события ореол тайны не обещает особенного экшена, зато точно гарантирует копание в помойке воспоминаний и паутине памяти.
Причем это копание представляет собой тонкую метафору о ностальгии по ушедшей юности, которая вмещала в себя миллион желаний, чувств, переживаний и ощущений, и поэтому история о самоубийствах сестер, даже без учета всего трагического влияния, до сих пор не даёт покоя этим выросшим мальчишкам с наметившимися животиками и лысеющими головами. Как будто то время вместило все самое лучшее, а существующее настоящее оказалось совсем не таким радужным будущем, как представлялось, если представлялось вообще. Но все равно, пройти мимо основной сюжетной линии просто невозможно. Главные героини — это девочки в период пубертата, одного из ключевых моментов в становлении личности, который безусловно отразится на всей остальной жизни. Смысловой кризис переходного возраста, сложности с идентификацией себя в этом мире, разрывающие противоречия между внешним и внутренним: ты все ещё ребёнок, но при этом ты уже полноценная женщина, которая может иметь детей, против истового желания сохранить свою индивидуальность и быть особенной выступает желание быть причастным к какому-либо сообществу, чтобы иметь возможность почувствовать свою причастность к чему-то и получить поддержку, непоследовательные между собой и по своей сути постулаты религии и поп-культуры, постоянное сравнение и оглядка на соседний двор и чужое мнение. Если раньше это больше касалось девочек, в том числе спасибо вездесущему патриархату, то теперь эту проблематику переносят и на мальчиков с той лишь особенностью, что у них идет разрыв иных шаблонов. Здесь не исследуется проблема подростковых самоубийств, но очень хорошо транслируется состояние, в котором пребывают придавленные разными требованиями и ограничениями, явными и не очень, подростки. Все любят причитать про «наше время» или «какие у них могут быть проблемы». Но стоит вспомнить собственные ощущения, не ограничивая их только «теплыми воспоминаниями о школе», и прошлое вместе с настоящим заиграют в совсем иной тональности.
7/10
Опасно: склонным к интровертному поведению девочкам-подросткам, особенно внутренним.
Рекомендуется: непонимающим своих детей родителям.