Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2012 г. 16:59

1K

3

Есть очень точное слово для этого творения Роган – сырец. Эдакий полуфабрикат, содержащий некую задумку, но не обработанный, не выверенный, не продуманный – сырой, поэтому никакой. Абсолютно никакой.

Давайте теперь поподробнее. Действо начинается с того, что идет судебный процесс над некой Грейс Винтер и по просьбе своих адвокатов, вышеозначенная дама пишет дневник-воспоминание, восстанавливая в памяти события, которые и привели её на скамью подсудимых. Корабль ''Императрица Александра'' терпит бедствие и 39 человек оказываются в шлюпке посреди океана, к тому же, шлюпка, как оказывается, рассчитана на гораздо меньшее количество пассажиров. Кроме того, заявлена некая тайна, в результате которой и затонул корабль, по ходу рассказа всплывает ещё ряд загадок - слитки золота на борту корабля, неисправная радиорубка, подозрительные личности, кто такой Харди, кто такой Блейк, что за таинственная коробочка была у Харди, в какой-то тайне был замешан муж Грейс. Не надейтесь - ни одна из этих тайн не была раскрыта в книге. Ни одна! И главная тайна – кто такая Грейс? Откуда она? Как-то вскользь упоминается о её родителях, внятного рассказа о её встрече с Генри и об их женитьбе совершенно нет. Каков характер Грейс? Ни одной черты характера не выписано, кроме одного – что она была уступчивой и ведомой. Однако эти черты не соответствуют её рассказу о том, что она подстерегла Генри и женила на себе. Если это такая обманка от автора – Грейс изображает себя ведомой овцой, а на самом деле хитрая хищница, то нужно обладать невероятным мастерством, чтобы среди воспоминаний я не хотела делать так и я не думала так, вставлять куски-вспышки истинной сущности, чтобы читателя в холодный пот бросало от этого несоответствия, от этой обманки . А так…получилась невнятная героиня, без характера, без каких-либо взглядов на жизнь - никакая.

Дальше...

В шлюпке 39 человек, однако, нам рассказано максимум о 10-15. Кто были остальные пассажиры? Такого не бывает, чтобы за 21 день в ограниченном пространстве остальные не подали ни слова, не проявили себя. Ситуация с голосованием, которое устроили Ханна и миссис Грант тоже слегонца бредовое: давайте спихнем мужика, который более-менее разбирается в морском деле, потому что он – мужик и хочет быть главным! Нам, бабам, положение униженных надоело, мы сами хотим быть главными. О, как! Опять же! Как проголосовала ВСЯ шлюпка не сказано ни слова, сказано только о решении 10 человек, а остальные? Я не поверю ни на минуту, что не было отчаянных споров и ругани по поводу этого голосования. Три женщины умудрились справиться со здоровым и крепким мужиком и им никто не помешал? Дайте мне попкорн, я хочу на это посмотреть из зрительного зала. Кто там увидел феминизм в романе? Феминизм в том, чтобы за борт выбросить мужика, только потому, что он мужик и вообще все мужики сво? Это не феминизм – это идиотизм.

Хорошо. У автора была задумка, что в экстремальных ситуациях люди ведут себя непредсказуемо. Но это не открытие Шарлотты Роган. Да, я тоже очень люблю книги, в которых описываются такие ситуации. ''Повелитель мух'', ''Жизнь Пи'' – сильные, мощные произведения, которые заставляют заглянуть в глубину бездны, что скрывается в человеке. Но в данной книге экстремальную ситуацию я увидела – 39 человек в шлюпке посреди океана; шлюпка, рассчитана на гораздо меньшее количество пассажиров. Но взаимодействия между людьми в экстремальной ситуации я не увидела. Ни у одного персонажа не выписан характер, судьба, история жизни до шлюпки, насколько люди трансформировались в этой ситуации, не показано, что грань между добром и злом стирается в экстренной ситуации или вовсе переворачивается, меняет вектор направленности. Мотивы поступков вообще за гранью добра и зла. Бездарно описана сцена со жребием – кому прыгать за борт добровольно. Ну, конечно, за борт священника – это же овца беспомощная, ну а второго за борт отправим самого тщедушного мужчину, чего уж там. И никаких возмущений, которые абсолютно естественны в сложившихся обстоятельствах, ни одного вопроса: почему я? Сложнейший нравственный вопрос: стоит ли жертвовать жизнью одного - двух человек ради спасения остальных, - не просто не раскрыт, а как-то даже не замечен автором.

Не рассказано о самом главном – последние семь дней в шлюпке, после убийства Харди. Как выживали без воды, еды и человека, более-менее разбирающегося в морском деле? Как шлюпка примирилась с убийством? Какие разговоры были? Какие отношения сложились между всеми пассажирами? Это же самое главное! Какова судьба остальных шлюпок?

В итого получился роман с идеей выживания, но вялый, не проработанный, сырой. Никакой.

Прочитано в рамках игры ''Дайте две'' из виш-листа aushtl . Полезный опыт, а то я бы мучилась: что же это за книга, которую так рекомендует Кутзее :))

Комментарии


И я как раз за нее принялась!)


Буду ждать рецензию. Очень любопытно ))
Во всяком случае, я рада, что прочла, всё равно книга соблазняла и обложкой, и аннотацией )))


Обложка дико манящая, причем,замечу, что читаю в электронке, но обложка не теряет своих красок в моем воображении)


Обложка просто офигительная :))) Она меня тоже заманила ))


Я тоже отзыв написала. Согласна с тобой полностью. Так разочаровалась(


А ведь могло быть очень инетересно всё прописано.
Ведь, действительно, именно в экстремальных ситуациях и раскрывается самая суть.


Мог бы получиться сильнейший роман, особенно меня огорчило, что не прописаны остались 7 дней после убийства и вопросы о том, КАК люди примирились с убийством. Как вообще люди примирились с тем, что ради их спасения двое добровольно прыгнули в воду. Что ещё мне нравится, когда описываются экстремальные ситуации, так это то, что грань между правильно и не правильно с одной стороны стирается, а с другой становится более четкой. И человеческая сущность раскрывается, - да.
Вот у Мартела в ''Жизни Пи'' всё описано прекрасно.


Слыша, что я январе начнётся показ фильма по "Жизни Пи"


Юля, здорово! твою рецензию можно было бы озаглавить "В десяточку!", в том смысле, что автор виртуозно выбрал все самое интересное, требующее раскрытия, ради чего и читают о таких ситуациях - и ... умолчал об этом. Бинго! Стопроцентное кидалово)))


Это такое кидалово! ))) Я давно не чувствовала себя настолько обманутой книгой. На самом деле, большая часть современной литературы - это сырец. Недоделанная литература.


Ок. Вычеркиваем :)


я обычно воздерживаюсь от советов читать/не читать, но в данном случае, абсолютно искренне не советую. Дрянь )


Спасибо :)


остракизм - честное слово


ну, как есть )))


Согласна со всем от "есть" до ":))". Даже и забыла про несколько действительно интересных моментов, про ящик, золото, заговор ли? и загадочных мужчин, а все потому, что напротяжении всей книги меня жутко бесила главная героиня, у амебы, как мне показалось, и то больше своего мнения и воли. А эта, ну просто не в какие ворота... Разочарована книгой.
Не суди о книге по обложке - прописная истина!


Ну прямо-таки мои мысли облекли в нормальные слова) Про феминизм особенно. Кстати, а почему в жребии, кому прыгать за борт, не участвовали женщины? Почему этот момент, такой щепетильный, пропустил автор..


А как могли быть раскрыты озвученные тайны и описана жизнь персонажей до происшествия, если повествование ведется от первого лица? Не скажу, что в восторге от романа, но конкретно эти претензии кажутся необоснованными.


Ну и слава Богу.


Абсолютно согласна с автором рецензии. Только что дочитала и разочарована. Непонятно, что всем этим хотела сказать автор книги. Какие-то намеки и недомолвки, которые ничем не заканчиваются.
Про Харди тоже не поняла: почему так принципиально было его вытолкнуть за борт?? Когда это единственный человек, понимающий, что делать.


Жаль, я сначала прочитала книгу, а потом уже вашу рецензию.
Три дня жизни сэкономила бы для какой-нибудь достойной книги!