Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2021 г. 10:32

211

4

Я не в силах вынести реальность как таковую, мне требуются исключительные, облегченные условия.

Этот роман был написан после "Порвалась дней связующая нить" , "Игроков с Титана" или "Сдвига времени по-марсиански" , но перед романами "Убик" или "Обман Инкорпорейтед" . В общем, в книге, с одной стороны, я узнаю старого доброго наркомана и фантаста Дика с его путешествиями между реальностями, описанием паранойи и состоянием вечной войны. С другой стороны, она показалась мне где-то на уровне "Солнечной лотереи" : задумка отличная, реализация не совсем.

Линия первая - политические игры - проработана неплохо. Главный герой, Эрик Свитсент, становится врачом Генсека ООН Моля (то есть лидера всей планеты), чтобы выяснить, что это глубоко больной, физически и даже психически, человек, который панически боится неизбежной смерти, но от которого зависит исход текущей войны. Кстати, на Земле живут уже не совсем люди, как мы, хотя это и гуманоиды, а продукт колонизации лилистарцев (тоже гуманоидов) - эту часть предыстории планеты я уловила плохо. Но задачу Земли в войне и то, как она решалась, я уловила хорошо. Решение оказалось безумным, но элегантным (узнаете из романа).

Кстати, проблемы у всех на Земле человеческие: трансплантология дает возможность очень долгой жизни только тем, кто платит (возможно, есть бесплатная медицина, но вечно жить от нее точно не будешь); безопасным эскапизмом занимаются только те, у кого есть деньги на строительство игрушечного ретромира на других планетах, остальным остаются небезопасные наркотики; все боятся насекомоподобных ригов, хотя человекоподобные лилистарцы больше похожи на врагов. Даже проблема несчастливого брака осталась: Эрик вынужден жить с явно ненормальной женой. Это не спойлер! Как только вы прочитаете первые более-менее развернутые внутренние монологи Кэтрин Свитсент, то заподозрите, что чайник у нее проржавел насквозь. (Мерзкие жены и потерянные мужья - то, что мы любим у Филипа Дика.)

Отсюда вторая линия - "любовная". Она мне не очень импонирует. Кэтрин явно слетает с катушек. Надежды на самоизлечение нет. Эрик не может заставить себя окончательно уйти, потому что чувствует какую-то ответственность за состояние жены и за то, как его поведение отразится на ней в будущем. Вот эти его мысли о будущем и его вариантах (относительно Кэтрин) самое странное: одно полушарие мозга говорит ему бросить сумасшедшую, второе полушарие цепляется за нее, хотя ее уже с фонарями ищут в лечебнице. И из их совместной жизни трудно понять, что привлекает Эрика в женщине, озлобленной на весь свет и считающей, что все вокруг ей должны и заслуживают мести, которую она и несет своему окружению. Миссис Свитсент такие номера выкидывает, что порча любимой кассеты мужа с довоенным шоу - это просто цветочки.

А вот и третья линия - связь времен: герои, даже не принимая этот новый наркотик для путешествий во времени JJ-180, не живут в настоящем по-настоящему. Начальник Эрика, Вирджил, строит ретромиры своего детства, сам Эрик коллекционирует старые телевизионные записи, Кэтрин собирает реквизит для ретромиров Вирджила и посещает секту наркоманов-эскапистов (у них там своя философия, основанная на галлюцинациях, видимо). Генсек Молинари - отдельный случай, о котором без спойлеров и не расскажешь.

спойлер
Чего стоит хотя бы обращение к народу, явно записанное в другом времени, и труп генсека, напоминающий о какой-то из реальностей Моля! Именно Эрик, невольно принявший JJ-180, приблизился к загадке личности генсека, который уже должен был сто раз умереть, руководствуясь простой логикой. И с совместной помощью Кэтрин, Моля и Эрика мы узнаем, что наркотик отправляет в прошлое, настоящее и будущее, но в параллельные реальности. Да, в настоящее тоже можно путешествовать! И, похоже, реальную выгоду можно извлечь только из этих перемещений, потому что, изменив прошлое, изменяешь какое-то альтернативное настоящее, но не свое, а оказаться в своем будущем практически невозможно.
свернуть

Для Эрика и Кэтрин наркотические перемещения во времени действительно бесполезны: они помогли героям что-то понять, но больше усугубили их заблуждения относительно собственных жизней. А Моль не такой никчемный псих, как кажется, который пользуется всем, даже JJ-180, в интересах Земли.

Такая получилась неоднозначная книга, три магистральные линии которой свяжутся в финале в один узел, как прошлое, настоящее и будущее. И, конечно, не забудем о горсти ретрофутуризма для вкуса!