Больше рецензий

23 мая 2021 г. 15:26

2K

4

Превосходно написанный сатирический роман об английском обществе и некоторых типичных его представителях. В центре повествования две юные девушки с которыми читатель и будет проводить время. На наших глазах они выйдут замуж и будут путешествовать по жизни.
Кому-то может показаться, что по характеру и натуре они совершенно разные, но если вглядеться вглубь, то становится понятно, что это одного поля ягоды. Различаются они лишь наличием ума и расчетливой практичности.
Бекки Шарп — сирота без средств, практически беспринципная особа, главной целью которой являются удовольствия, роскошный образ жизни и известность в светском обществе. Никакой эмпатии и чувств к близким она не испытывает, сын ничего для неё не значит, муж рассматривается лишь, как средство к достижению более высокого положения в обществе. Поначалу вместе с мужем они составляют идеальную пару, этакие лиса Алиса и кот Базилио, наживающиеся на других. Но потом их характеры расходятся, у мужа есть все же некая душевная чуткость, он с нежностью и любовью относится к сыну, его супруга же лишена подобной сентиментальности. У нашей Бекки в голове лишь холодный расчет. Родилась девушка не в свое время, сейчас бы ей цены не было, но в начале XIX века были свои законы и женщина была лишь приложением к мужчине. Приятных чувств героиня не вызывает, для неё люди лишь средство для достижения своих целей, но даже невольно уважение к её талантам все же появляется. Она танком идет по жизни, постоянно рискует, всегда на грани фола. Её стихия — настоящее. Мужчины кружат рядом с ней, как бабочки, обожают её и поклоняются, женщины ненавидят.

Эмилия Седли сперва кажется её полной противоположностью. Милое доброе создание, которое не то, что мухи не обидит, но и мысли подобной у неё зародиться не может. В этом и проблема. У этой девушки практически нет мыслей вообще. Единственное достоинство — милое личико и беспомощность буквально во всем. Типаж инфантильной *женщины в беде*, несчастья у нее постоянные, за весь 1000-страничный роман она плакала столько, сколько суммарно дамы небольшого городка не наплачут за всю жизнь. Вечно глаза на мокром месте. Даже автор, уж на что он и рассыпался в признаниях своей симпатии к подобным дамам, периодически называл её ограниченной, но все же пытался выдать желаемое за действительное, когда призывал читателя не путать робость с тупостью. Но ни с малейшим проявлением ума этой достойной для того времени дамы так и не пришлось столкнуться на страницах романа. Она, как кошка влюбилась в одного из самых недостойных мужчин Лондона, пустого повесу, который и к ней практически никаких чувств не испытывал и унижал её постоянно, а она мысленно возвела его на пьедестал, боготворила и стелилась у его ног ковриком. Девушка без гордости, без крохи самоуважения и без мозгов. Вы скажете, что никакого же сходства с Бекки Шарп нет, почему же они похожи? А потому что обе живут за счет других. Только Бекки разводит на деньги и обманывает окружающих сознательно. А наша Эмилия делает это по простоте душевной и умственной, она не задумывается об оплате счетов, с неё не берут деньги лавочники и доктора, всегда под рукой есть влюбленный майор Доббин, он все оплатит и решит любую проблему. Честь и любовь не позволят ему даже заикнуться о деньгах. Как и в случае с Бекки, мужчины обожают её, а женщины ненавидят.
Теккерей и сам, осознавая и показывая нам недостатки своей второй героини, говорит, что обожает подобных безмозглых дурочек, лишь бы они были симпатичны внешне) На красивую, но умную и расчетливую Бекки подобная любовь не распространяется, она со своими проблемами справляется сама и беспомощностью не страдает, а лишь иногда изображает в корыстных целях, а такое среди мужчин не ценится.
Как же меня раздражала слезливая и инфантильная Эмилия, ибо для меня подобная святая безмозглая простота намного хуже воровства. Она много лет изводила единственного положительного героя — майора Доббина, как собака на сене, не допускала к себе, не отпускала к другим.
Лучше всего это описал сам Теккерей, сказал про мужа Эмилии, но и сам не заметил, как идеально это описание подходит для неё самой.

Не раз бывало, что какой-нибудь ослепленный пастушок по ошибке принимал бесчувственность за скромность, тупость за девическую сдержанность, полнейшую пустоту за милую застенчивость, — одним словом, гусыню — за лебедя!

Теккерей обозначил свое творение, как роман без героя, и действительно одного героя тут нет. Множество персонажей, каждый является ярким типажом. Чего только стоит старшее поколение, или взять комичного молодого Джоза Седли. Да и в другом значении этот роман героев не имеет, потому как в поведении этих членов общества ничего героического не наблюдается. Пишет автор замечательно, остро и едко, подмечая мелочи и прохаживаясь по самым явным отличительным особенностям англичан. Снобизм их всё) Что не позволило мне поставить высшую оценку, так это постоянные дифирамбы отвратительной Эмилии, до чего бесячий персонаж, тупость и чрезмерная инфантильность для меня тоже неслабый порок. Как по мне лучше уж умная мерзавка Бекки, чем слабоумная и вечно страдающая эгоистка Эмилия. Ну и чрезмерное количество воды на страницах, особенно в финальной части, когда были жуткие 200 страниц ни о чём. Все уже практически решено, но так как Теккерею платили за каждые 2 печатных листа, то растягивал он своё повествование, как мог.
Надо будет позднее что-то еще у Теккерея прочитать, а это перечитывание прошло очень неплохо и с удовольствием.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики"