Больше рецензий

23 мая 2021 г. 09:50

272

5 «Это роман о женщине, о любви и о стране. Роман о том, что любовь может совмещать в себя все, даже жуть» - А. Снегирев

Тема, поднятая в этой книге, не так проста. Про то, что людям с ограниченными возможностями здоровья бывает сложно жить рядом с нами, сказано очень много. Подробно описаны сложности как психологического, та и, попросту, бытового характера. Это произведение расскажет нам о том, как эти особенные люди волей или неволей влияют на свое окружение. В первую очередь, на самых близких – свою семью.
Но не ищите в этой книге высоких идей, внезапных инсайтов или инструкций по применению. Книга ничему не учит, а простым языком повествует про "отцов и детей", про роль случайностей и про жизненные метаморфозы. Имеет право такая литература быть? Я думаю, обязательно.
Главные герои - это молодой мужчина (от его лица ведется повествование) и его сын, рожденный с синдромом Дауна. Их сближению и притирке посвящена львиная доля повествования. Этот процесс дается им очень нелегко - с рождения мальчика воспитывали бабушка и дедушка - родители главного героя, и только трагические обстоятельства заставили отца и сына теперь жить вместе. Кстати, родители героя могут напомнить нам наших мам и пап - иногда заботливых без меры, порой невыносимых в своей любви, со своими тараканами, интересами и увлечениями. Местами данный роман вызывает бурю ностальгических всхлипов о жизни в Советском Союзе.
У прозы Снегирева есть характерная особенность: трагикомизм. Очень смешное (смех точно вызовут некоторые ситуации и то ,как о них написано) соседствует с очень грустным и даже трагичным. В общем, всё, как в жизни. Когда совсем уж драма-драма-драма - это тяжело. А "Нефтяная Венера", не смотря на серьезность поставленных автором проблем, о которых он лично знает непонаслышке, не вызывает чувства тягости.
Однако, мне совсем не понравилась отсылка автора на некое подобие русской идеи. В книге это - сцена с мюзиклом. И я поняла ее по-своему. Будучи ребенком, я очень любила рассматривать репродукцию картины Ильи Глазунова "Сто веков" (листай карусель) - она меня и пугала и завораживала одновременно. То, что представляет себе главный герой, глядя на хороводы, кокошники и прочие балалайки, у меня напрямую ассоциируется с этой картиной. Толпы людей, сменяющиеся эпохи и жестокость рядом с покаянием. История России настолько сложна и многослойна, что критиковать ее или восхищаться ею - бессмысленно. Ее надо просто принять и полюбить. Так, как любит своего солнечного ребенка наш герой. На мой взгляд, этот фрагмент не лишен смысла (если я правильно его поняла), но ощущается с книге как кирпич в бисквитном пироге - громоздко и не к месту.

Источник